Токсичен в больших дозах: ученые нашли у популярного БАДа способность влиять на раковые клетки

Открытие может перевернуть представление о лечении пациентов с онкологией

1 июня 2022
Sergey Sikharulidze / Alamy

Ягоды барбариса содержат алкалоид берберин. Он доступен в продаже как биологически активная добавка к пище, которую употребляют при диабете и сердечно-сосудистых заболеваниях. Недавно ученые из Технологического университета Сиднея обнаружили еще одно полезное свойство соединения. Оно теоретически может спасти жизни пациентов с онкозаболеваниями.

Исследователи инкапсулировали берберин в полимерные наночастицы BP-LCN и испытали его действие на клеточной культуре раковых клеток человека. В ходе эксперимента выяснилось, что вещество снижало экспрессию белков, связанных с пролиферацией и миграцией раковых клеток. Кроме того, берберин подавлял выработку активных форм кислорода, которые оказывают негативное влияние на клетки.

Это не единственная польза берберина. Вещество также может помочь курильщикам снизить негативное влияние табачного дыма на клетки легких.

Главные сложности в лечении онкобольных при помощи берберина — вещество довольно плохо растворяется в воде и токсично при высоких дозах. Поэтому ученые-медики ищут простой и безопасный способ доставки вещества в организм. Одним из методов может стать включение вещества в жидкокристаллические наночастицы.

Ученые из разных сфер повсюду ищут средство от коварной болезни, которую пока не может победить современная медицина. Ранее полезные свойства для борьбы с раковыми клетками находили в березовой коре, паучьем шелке, степном цветке из Киргизии и даже модифицировали вирус оспы.

Исследование опубликовано в журнале Pharmaceutics.