Современники динозавров: наши дальние предки ходили по Земле в одно время с ти-рексом и диплодоком

В отличие от ящеров, они пережили Великое вымирание

28 июня 2023
Wirestock

Далекие эволюционные предки людей какое-то время жили бок о бок с динозаврами. Более того, упавший на Землю астероид дал нашим дальним предкам возможность развивать свое разнообразие, эволюционировать и распространяться все больше по планете. Новое исследование палеобиологов из Бристольского университета (Великобритания) показало существование плацентарных млекопитающих (включая эволюционную линию людей) до массового вымирания в конце мелового периода. То есть они жили в одно время с динозаврами — как минимум незадолго до того, как большинство доисторических ящеров исчезли.

Примерно 66,5 миллиона лет назад на Землю упал астероид около 10 километров в диаметре. Он создал огромный ударный кратер на территории современного полуострова Юкатан в Мексике и спровоцировал цепь событий, включая землетрясения, цунами, пожары и опасные выбросы в атмосферу, которые в итоге привели к массовому вымиранию 75% видов на планете, включая нептичьих динозавров. Однако научное сообщество до сих пор не пришло к единому мнению насчет плацентарных млекопитающих — существовали они рядом с динозаврами до катастрофы или появились после.

Сроки происхождения этой группы после массового вымирания подтверждаются летописью окаменелостей — не было найдено ни одного ископаемого плацентарных возрастом моложе 66 миллионов лет. Противники этой теории опираются на молекулярные данные — по словам экспертов, они говорят о более древнем возрасте таксонов.

Авторы работы собрали воедино информацию о тысячах найденных окаменелостей плацентарных млекопитающих и проанализировали данные с помощью моделирования. Модель оценивала возраст и разнообразие видов на основе того, когда их линии впервые появляются в окаменелостях. По словам ученых, это позволило увидеть закономерности возникновения и вымирания различных групп.

профессор Фил Донохью

«Было показано, что приматы, группа, которая включает в себя человеческую родословную, а также Lagomorpha (кролики и зайцы) и Carnivora (собаки и кошки), эволюционировали непосредственно перед массовым вымиранием в конце мелового периода, что означает, что наши предки сосуществовали с динозаврами».

Ученые также оценили, когда плацентарные эволюционировали. Анализ показал, что после удара астероида и его последствий, который группе удалось пережить, они оказались в менее конкурентном мире. Исчезновение крупных динозавров «подстегнуло их» и позволило расширить свое видовое разнообразие. В результате начали развиваться современные линии млекопитающих.

Ранее биологи пришли к выводу, что вомбаты стоят выше людей на «лестнице эволюции».