ДНК неандертальцев и денисовцев помогла нашим предкам адаптироваться к евразийской зиме и стать «утренними» людьми. Новое
Около 70 тысяч лет назад, когда первые homo sapiens мигрировали из Африки в Евразию, они оказались в новых для себя условиях — в другом климате с большими сезонными колебаниями температуры и светового дня. По словам авторов исследования, предкам современного человека тогда очень повезло — регион уже был заселен на протяжении более 400 тысяч лет другими людьми, неандертальцами и денисовцами. Последние уже приспособились к жизни в более высоких широтах.
Скрещиваясь с неандертальцами, древние homo sapiens приобрели множество их генов, которые интегрированы и в наши современные геномы. Бо́льшая часть из них подверглась отрицательному отбору, но были и полезные аллели, которые сохранились — среди них, например, связанные с различиями в уровнях гемоглобина на большей высоте у тибетцев, иммунной устойчивостью к новым патогенам, уровнями пигментации кожи, а также с хронотипом.
В новой работе авторы проследили эволюцию хронотипов человека разумного и неандертальца. Они обнаружили различия в циркадных последовательностях генов, генном сплайсинге (соединении) и регулировании.
«Мы выявили много архаичных вариантов, которые могут влиять на соединение циркадных генов и регуляцию. Анализируя природу этих вариантов, мы заметили, что все они, казалось, сдвигали циркадный ритм в одном направлении. Самые сильные увеличивали вероятность того, что евразийцы будут утренними людьми», — авторы исследования.
По выводам ученых, скрещивание между «анатомически современными людьми» и неандертальцами привело к адаптивной интрогрессии — так называют процесс, при котором перенос генетического материала от одного вида к другому происходит и закрепляется для приспособления к новым условиям. А до смешивания с бодрыми неандертальцами, наши предки, вероятно, могли с трудом вставать по утрам.
У экспертов остается вопрос, почему хронотип «ранней пташки» был выгоден для высоких широт и развился у неандертальцев. Но другие исследования подтверждают, что аналогичные циркадные ритмы характерны для других видов, обитающих на северных территориях. Например, плодовым мушкам гены помогают синхронизировать биологические часы с долгими летними днями и ранними рассветами.