На Солнце образовалась дыра в 60 раз больше Земли: чем она опасна для нас?

Из корональной дыры вырывается сверхбыстрый солнечный ветер

7 декабря 2023
На Солнце образовалась дыра в 60 раз больше Земли: чем она опасна для нас?

spaceweather.com

Обсерватория солнечной динамики НАСА сфотографировала гигантскую темную структуру на Солнце, которая простирается почти на 800 тысяч километров рядом с солнечным экватором. Это корональная дыра, которая примерно в 60 раз больше Земли, и прямо в нашу сторону из нее «дует» поток солнечного ветра. Необычайно быстрое излучение с 4–5 декабря вызывает на нашей планете геомагнитные бури.

Что такое корональные дыры

Как поясняют эксперты американского Национального управления океанических и атмосферных исследований (НОАА), корональные дыры — это временные области более холодной и менее плотной плазмы в солнечной короне. Они возникают, когда магнитные поля раскрываются в межпланетное пространство, позволяя потокам частиц с поверхности — солнечному ветру — вырываться в космос с гораздо большей скоростью, чем обычно.

Новая корональная дыра образовалась 2 декабря и всего за сутки достигла своих максимальных размеров. Сейчас ее мощное излучение направлено в сторону Земли и бьет по магнитному «щиту» планеты. Однако солнечный ветер в первые дни оказался менее интенсивным, чем предполагалось: эксперты прогнозировали геомагнитные бури, которые приведут к отключению радиосвязи и сильным полярным сияниям. Но первая буря была отнесена специалистами к классу G1 — незначительной силы.

Сколько еще дыра будет оставаться на Солнце, неизвестно. По данным НОАА, предыдущие такие явления длились около 27 дней. Поэтому магнитные бури умеренной силы (G2) и полярные сияния еще возможны в ближайшее время. Но хорошая новость в том, что не весь период своего существования дыра будет обращена в сторону Земли, вскоре она должна начать «отворачиваться» от нас.

Приближаемся к пику

Эксперты отмечают, что образование столь мощной корональной дыры сейчас само по себе странно: эти явления могут появляться, в общем-то, в любой момент солнечного цикла, но все-таки чаще они возникают при минимуме солнечной активности. А мы сейчас приближаемся к периоду солнечного максимума. Этот пик активности наступает каждые 11 лет — в ходе стабильного цикла.

Если такая дыра и появляется во время максимума солнечной активности, она должна располагаться ближе к полюсам нашего светила, но не вблизи экватора, как сейчас. По словам ученых, размеры и ориентация этой корональной дыры на данном этапе солнечного цикла — беспрецедентны.

Тем временем Солнце становится все активнее последние несколько недель: с середины ноября на нем успел возникнуть гигантский «архипелаг» из пяти групп солнечных пятен, который выбросил в космос десятки солнечных бурь. Рядом с экватором произошло извержение корональной массы, в результате это облако намагниченной плазмы тоже врезалось в Землю. А затем еще одна солнечная вспышка вызвала геомагнитную бурю с полярными сияниями в низких широтах Земли. Всё это признаки того, что мы уже на пороге нового солнечного максимума. Ранее ученые прогнозировали его как раз на конец 2023 — начало 2024 года.

Здесь мы рассказывали, что нас ожидает в период этого пика, стоит ли его бояться и для кого это будет ощутимо.