Ученые сравнили 2 типа выпивающих людей: у кого оказалось больше шансов сохранить здоровье?

Одни пьют редко, но выпивают много за раз, а другие поступают противоположным образом

23 декабря 2023

кадр из фильма «Любовь и голуби» (СССР, 1984 г., реж. Владимир Меньшов) / Кинопоиск

Заболевания печени развиваются у каждого третьего человека, злоупотребляющего алкоголем. А еще есть риск развития сильной психологической зависимости, выпадения из социума и — в самом худшем случае — полной потери человеческого облика. Возможно ли свести к минимуму все негативные эффекты, чтобы время от времени выпивать без опасности для здоровья? Да. По крайней мере, можно научиться щадить свою печень и снижать риск диабета. Как именно нужно пить, чтобы вредить себе как можно меньше, ученые разобрались в недавнем исследовании, опубликованном в журнале Nature Communications.

Исследователи из Университетского колледжа Лондона, Королевской бесплатной больницы, Оксфордского университета и Кембриджского университета проанализировали медицинские данные 312 599 взрослых людей, которые периодически употребляют алкоголь. Ученые оценили, как на развитие цирроза печени влияют такие факторы, как генетика, диабет второго типа и характер употребления алкоголя.

Участников исследования поделили на четыре группы. В первой спиртное пили в пределах нормы — менее 24 граммов чистого алкоголя в день для женщин и менее 32 граммов для мужчин. Таких людей оказалось примерно 20%. Во второй доза была чуть выше нормы (24–48 граммов и 32–64 граммов соответственно), сверх этих значений выпивали 42% участников. Третья группа состояла из запойных алкоголиков (48–72 граммов и 64–96 граммов), их оказалось 23%, а четвертая — из сильно пьющих людей (более 72 граммов для женщин и более 96 граммов для мужчин), на них пришлось 15%.

Выяснилось, что у представителей первой и второй групп риск развития цирроза был повышен незначительно (коэффициент риска — 1,33). У алкоголиков же риски были повышены в 2,43,9 раза.

Понемногу и часто — лучше, чем много и редко

Затем ученые разделили участников исследования иначе — с оглядкой на характер употребления алкоголя. Оказалось, что у людей, которые выпивали умеренно, однако не растягивали удовольствие в течение недели, риски выросли с 1,33 до 2,39. У 3-й и 4-й групп алкоголиков — более чем в пять раз и более чем в девять раз соответственно.

Усугублялась картина в том случае, если у людей, практикующих «редкие, но меткие» возлияния, была генетическая предрасположенность к заболеваниям печени и сахарный диабет.

Результаты исследования ученые объясняют так: во время запоя циркулирующий уровень бактериальных белков (липополисахаридов) и провоспалительных цитокинов увеличивается — а это является ключевым фактором развития цирроза печени.

«Хотя генетика играет определенную роль, исследование показало, что характер употребления алкоголя является ключевым фактором развития цирроза печени, — отмечает ведущий автор статьи Гаутам Мехта из клиники Университетского колледжа Лондона и Королевской бесплатной больницы. — Наши результаты показывают, что намного хуже выпить 21 дозу алкоголя в течение двух дней, чем распределять тот же объем равномерно в течение недели».

Если вы все-таки не рассчитали дозу спиртного, наутро может помочь один из коктейлей на основе яиц, которые быстро снимают похмелье.