Тише едешь — дольше будешь: долголетие и другие загадки гигантских черепах

«Я сама была такою 300 лет тому назад!» Мудрая черепаха в фильме про Буратино слегка преувеличила свой возраст. Но если предположить, что ближайшие родственницы Тортилы обитали на Сейшелах, то она вполне могла пережить два с половиной века

Самые живучие и они же самые большие соплеменницы Тортилы водятся всего в двух точках планеты. Исполинские черепахи обитают на атолле Альдабра в Сейшельском архипелаге, а слоновые — на островах Галапагос. Последние в Средневековье слыли живыми консервами. Пираты, китобои, рыбаки — все, кто пускался в долгие плавания, регулярно заходили на острова за черепахами, загружали их в трюм и месяцами возили по морю без пищи и воды. Вкусные, питательные и увесистые (свыше 100 кг) животные за это время не только не погибали (и, соответственно, не портились), но даже не худели. Острова так и назвали Черепашьими, от испанского galápago.

Кроме человека, у слоновых черепах нет врагов. Трехзначная продолжительность жизни, безразличие к еде и питью, наплевательское отношение к хищникам — большим рептилиям позавидуют многие животные. Как им удалось развить в себе эти качества? Причина одна — панцирь.

Слоновая черепаха

Класс  — пресмыкающиеся
Отряд  — черепахи
Род  — американские сухопутные черепахи
Вид  — слоновая черепаха

У животных, обитающих на разных островах Галапагос, размеры и форма панциря отличаются. Черепахи, живущие на небольших кусочках суши, где нет собственных источников пресной воды, почти вдвое меньше зажиточных соседей-рекордсменов.

Дом из кирпича

Первые черепахи появились на планете одновременно с динозаврами — примерно 220 миллионов лет назад. Их непосредственный предок до сих пор неизвестен. Наиболее вероятным кандидатом на эту роль считается эунотозавр — маленькая рептилия, чьи короткие и широкие ребра срослись в подобие щита.

«Домик» современной черепахи устроен сложнее. Он состоит из двух цельных щитов: выпуклого верхнего карапакса и плоского нижнего пластрона. Карапакс и пластрон соединяются по бокам, но имеют спереди и сзади проемы, через которые высовываются (а при необходимости втягиваются) голова, хвост и конечности. Костяная основа панциря образовалась путем сращивания позвоночника и ребер с костными пластинами в коже. Сверху она покрыта роговыми щитками. Слои панциря работают как кирпичная кладка: стыки скелетных пластин не совпадают с границами наружных щитков, что придает конструкции особую прочность. При этом панцирь может расти вместе с черепахой.

По такой принципиальной схеме построены панцири подавляющего большинства черепах, варьируют только детали: форма карапакса, размер и очертания проемов. У некоторых водных видов панцирь покрыт не щитками, а толстой кожей. А у иных сухопутных черепах отдельные доли пластрона или карапакса сочленены подвижно, словно створки. Закрывая их, рептилия превращает панцирь в закрытую со всех сторон коробку.

Путь лишений

Прочная броня, конечно, делает жизнь намного спокойнее. Но закованное в латы животное не может быть стремительным и ловким. Панцирь не просто лишняя тяжесть — из-за него конечности направлены вбок от корпуса. Такая постановка лап вкупе с невозможностью изгибать тело позволяет лишь кое-как ковылять, а не ходить или бегать. Тем более что некоторые кости плечевого пояса вошли в состав пластрона и утратили подвижность.

Тише едешь — дольше будешь: долголетие и другие загадки гигантских черепах
В воде тело, даже покрытое панцирем, становится невесомым, и потому многие пресноводные черепахи движутся довольно шустро, а морские и вовсе великолепные пловцы

На черепашьем ходу не догонишь даже самую медлительную добычу. А еды неподвижной, но питательной в природе не так много, и на нее всегда найдется множество более шустрых едоков. Поэтому практически все сухопутные черепахи растительноядные, причем пищей им служат не сочные плоды или клубни, а листья и побеги. Такая пища малопитательна. То немногое, что в ней есть, извлечь нелегко, ведь у черепах нет многокамерного желудка, как у коровы, и стометрового кишечника, как у кашалота.

Положение осложняется тем, что вросшие в панцирь ребра не позволяют черепахам дышать «полной грудью». Животные вынуждены заглатывать воздух, нагнетая его в трахею при помощи специального подъязычного аппарата, так что малопитательный рацион дополняется скудным кислородным пайком.

Тише едешь — дольше будешь: долголетие и другие загадки гигантских черепах
Зеленая черепаха в первые годы жизни прекрасно охотится на морских животных, а затем постепенно переходит на растительный рацион. Рептилия и сама заслужила прозвище «суповой черепахи», но охота на нее уже запрещена

Единственный выход — снизить интенсивность обмена веществ, благо черепахи, как и все современные рептилии, существа холоднокровные, и им не нужно тратить энергию на поддержание постоянной температуры тела. Медленный метаболизм имеет свои плюсы: сухопутные черепахи могут месяцами обходиться без пищи и воды, даже не ощущая особых неудобств. А поскольку уровень обмена тесно связан с продолжительностью жизни (чем интенсивнее обмен, тем короче жизнь), неудивительно, что именно сухопутным черепахам принадлежат рекорды долгожительства среди наземных позвоночных.

Сумо в броне

По-настоящему впечатляющей продолжительностью жизни могут похвастаться лишь самые большие рептилии. Возраст Адвайта, самца сейшельской исполинской черепахи, умершего в 2006 году, по разным оценкам, составлял 150–250 лет. Особи слоновой черепахи с островов Галапагос в неволе доживали до 170 лет.

Великаны заслужили свои видовые названия: длина панциря самой большой точно измеренной слоновой черепахи составляла 122 см, а вес крупнейших экземпляров приближался к 400 кг. Впрочем, таких габаритов достигают лишь отдельные старые самцы (черепахи растут практически всю жизнь, хотя с возрастом все медленнее). Как правило, вес взрослых особей не превышает центнера.

Обычно в животном мире гигантизм возникает в ответ на гнет хищников: если стать очень-очень большим, никто не осмелится напасть на такого монстра. Но самые крупные сухопутные рептилии обитают на островах, где никогда не было животных, представляющих для них угрозу. Конечно, предки черепах жили на всех континентах и сталкивались с хищниками. Но исследования показывают, что своих размеров слоновая черепаха достигла уже на Галапагосе.

Возможно, это объясняется повадками рептилий. Самцы черепах дерутся между собой. Тактика на этих рыцарских турнирах однообразна: сталкиваясь панцирями, соперники стремятся оттеснить друг друга, а если удастся — опрокинуть на спину. Понятно, что в таких схватках, как в японской борьбе сумо, преимущество на стороне наиболее массивных бойцов. Именно такие самцы оставляют больше всего потомства. Известно, что на островах, где нет хищников, направление эволюции во многом определяется внутривидовой конкуренцией. Поэтому размеры черепах увеличивались, пока не достигли физиологического предела. Одновременно росла и их численность, и Галапагос стал настоящим черепашьим раем.

Дары природы

В XVI веке острова были открыты испанскими мореплавателями, и рай превратился в продовольственный склад. По разным оценкам, за три века с Галапагоса было вывезено от 200 тысяч до 10 миллионов черепах. Позже на смену корабельным заготовительным командам пришли коллекционеры и торговцы экзотикой, целенаправленно охотившиеся за самыми крупными панцирями. В истреблении рептилий участвовали и завезенные на острова животные, особенно свиньи и крысы, уничтожающие черепашьи кладки. Аналогичную грустную картину можно было наблюдать и на островах Индийского океана, где водились исполинские черепахи.

Тише едешь — дольше будешь: долголетие и другие загадки гигантских черепах
Гигантская черепаха с Эспаньолы — самого южного и восьмого по величине из островов Галапагос

К 1970-м годам черепах на островах Галапагос осталось всего около трех тысяч (их поголовье накануне открытия архипелага по косвенным данным оценивается примерно в четверть миллиона). На некоторых островах рептилии были истреблены полностью, а поскольку на каждом из них жил свой подвид, это означало, что из 15 подвидов слоновой черепахи четырех уже нет. В 2012 году к ним добавился пятый: умер старый самец Одинокий Джордж с острова Пинта (он же Абингдон) — последний представитель подвида абингдонских слоновых черепах.

В конце ХХ столетия гигантских пресмыкающихся взяли под охрану и на Галапагосе, и на Альдабре. Благодаря искусственному разведению поголовье слоновых черепах вновь начало расти, сейчас их около 20 тысяч. В комфортных условиях под присмотром человека кто-то из них, возможно, доживет и до 300 лет. Тогда песенка черепахи Тортилы окажется ближе к истине.

СИСТЕМАТИКА

Построение по росту

Указана максимальная для каждого вида длина карапакса

Кожистая черепаха

1,7 м

900 кг

В море размер не имеет значения: даже самое тяжелое тело кажется невесомым, и места хватает всем.

Слоновая черепаха

1,2 м

400 кг

Лидирующий по размерам вид среди сухопутных черепах.

Сейшельская черепаха

1,2 м

250 кг

Лишь незначительно уступает в размерах галапагосской соплеменнице, но значительно отличается от нее внешне.

Бахромчатая черепаха

40 см

15 кг

Причудливая внешность рептилии обусловлена маскировкой: зазубренные края панциря и кожные наросты делают ее похожей на ветхий ствол дерева.

Китайский трионикс

30 см

1,5 кг

Мягкотелая черепаха, водится в пресных водах. Проворная, имеет мощные и острые челюсти, питается рыбой, ракообразными, насекомыми и моллюсками.

Черепаха Фитцроя

25 см

1,8 кг

Рептилия умеет дышать через анус. Забирая воду в клоаку, она получает до 70% необходимого кислорода, поэтому может неделями находиться под водой.

Коробчатая черепаха

15 см

600 г

Имеет подвижный пластрон с шарниром, благодаря которому может не только спрятаться в панцирь, но и «запереть за собой дверь».

Капская крапчатая черепаха

6 см

100 г

Самая маленькая черепаха в мире, обитает в лесах и кустарниковых саваннах ЮАР и Намибии. Вылупляющиеся из яиц черепашата весят 5–8 г.

Фото: Alamy (x7), Nature PL (x2) / Legion-media, iStock (x2), Bernard DUPONT (CC-BY-SA), Nature PL / Legion-media