Хронограф
18152229
29162330
310172431
4111825
5121926
6132027
7142128

<декабрь>

Путеводители

Гана. Ганское чадолюбие

Гана. Ганское чадолюбие

В Гане нет человека, который не любил бы детей. Обычно родители уделяют их воспитанию много времени. Ибо в Африке говорят: "Дерево гнется, пока оно молодо. Если вы обделяете детей вниманием, вы пестуете крокодила в собственном доме". За проказы маленького шалопая всегда спрашивают с родителей. Когда сын или дочь ведут себя недостойно, дурная слава распространяется и об их предках, так как "лягушонок подражает лягушке".
 
Детей в Гане необычайно много, почти половина населения. Такой демографический парадокс объясняется просто. Местные дамы перед тем, как завести ребенка, отправляются к акомо аноки, колдуну. Пол малыша обговаривается с мужем заранее. В этом походе будущую роженицу сопровождает старейшая женщина семьи. Церемония совершается вечером. Колдун надевает юбку из пальмы рафии, покрывает тело белой глиной, входит в транс и просит принести ему из леса кусочек двене, священного дерева (настолько сильного, что отваром из него лечат проказу и сифилис).

Когда двене срублено, колдун в особом месте совершает возлияние священной воды, в которой размешана не менее священная глина. Иногда такой жидкостью мажут живот бесплодной женщины. Через несколько дней мужу разрешают вырезать из двене акуабу, куклу плодородия.

Посмотреть на танец жреца акомо аноки собираются всем селением. В плясках принимает участие и сама просительница. После исполнения необходимых ритуалов женщина должна носить куклу, сделанную мужем, как настоящего ребенка, на спине. Каждые 40 дней ритуальные танцы повторяются. Эта церемония не бесплатна. Колдунам Ганы тоже надо на что-то жить.
 
Деревянная скульптура, дающая потомство, имеет много вариантов. Но большинство их напоминают анк, египетский крест жизни, символизирующий впадение Нила в море и проникновение фаллоса в вагину. Африканцы находят кукольные пропорции превосходными, несмотря на огромную дискообразную голову. На торсе обязательно присутствует пуп и небольшие груди. Распростертые руки - символ мольбы. Шаманы рекомендуют своим клиентам купать скульптуру в теплой воде, массировать ей голову, а чтобы забеременеть наверняка, носить с собой не одну, а сразу две куклы.

Некий этнограф из Ганы писал: "Искусство Золотого Берега - это люди. Изучая скульптуру, мы должны пристально посмотреть на самих себя". Огромная голова и высокий лоб - яркие признаки знатности и красоты. Дети некоторых народов Ганы рождаются большеголовыми, напоминающими божков плодородия. Здешние каноны красоты переходят от людей к акуабам, куклам и обратно. Так поддерживается самобытность и неповторимость лиц Западной Африки. Если говорить о женской красоте, то в Гане популярны длинная шея, овальные икры и ягодицы, тонкие пальцы на руках и длинные на ногах, кустистые брови. Когда все это в наличии - в девках не засиживаются. Чтобы внешность ребенка соответствовала общепризнанным канонам, беременная женщина должна чаще смотреть на куклу и надеяться, что ребенок родится таким же красавцем. Ей не рекомендуют смотреть на безобразия, уродство… на плохо сделанные фигурки. Во время беременности женщину стараются оградить от всякого дурного влияния. Здесь верят, что ментальное воздействие на ребенка в утробе можно
осуществить через мать. Поэтому врожденные недостатки у младенцев, появившихся на свет, объясняют сглазом.

Если будущие родители хотят мальчика, то муж вырезает куклу с квадратной головой. С круглоголовой акуабой ожидают появления девочки. Овальная голова определяет мягкий характер ребенка вне зависимости от пола. С куклой возятся днем и спят ночью. Ее кладут в гроб, когда женщина умирает, чтобы дух усопшей не возвращался обратно на землю без потомства. Есть фигурки, которые помогают избежать выкидышей, смерти при родах, некоторые дают ребенку мудрость и хорошие манеры, другие способствуют появлению двойняшек и даже тройняшек. Девочек приучают играть с ними еще в раннем возрасте.

Отдельные экземпляры кукол помогают разыскать потерявшееся чадо. В Африке верят, что окружающий мир населен божествами, духами. Ганцы - не исключение. Природа для них одушевлена. Каждый источник, овраг, водопад, каждая скала издавна ассоциируются у африканцев с ирреальными существами, сверхъестественными силами. Один из духов, например, любит играть с детьми, заманивая их смешными историями в чащу. Поэтому, когда пропадает деревенский малыш, обвиняют маотию, зловредного мужичка, покрытого шерстью. К нему в лес несут съестные припасы, деньги, а также деревянную акуабу. В обмен на такие дары маотия отпускает ребенка.

Наряду с христианским именем родители дают своему отпрыску еще одно, указывающее день недели, когда карапуз появился на свет, ибо день недели определяет всю дальнейшую судьбу ганца. Имя Джон Куасида означает, что Джон родился в понедельник, а Кофи Анан - в пятницу. Поскольку куасида - это начало недели, а кофи - пятница. Английские колонизаторы, познакомившись с традициями и верованиями ганцев, сочинили любопытный стишок. В свободном переводе он звучит примерно так:

"В понедельник рожденный станет красивым,
Вторника ребенок будет счастливым.
Родившийся в среду в печали утонет,
Четверга ребенок тучи разгонит.
Пятничный - сотрет руки в кровь,
В субботу родится дарящий любовь.
А тот, кто явился на свет в воскресенье,
Людям подарит радость с весельем".

Так что не поленитесь узнать, в какой день вы сделали первый в своей жизни вдох.

Новости партнёров