Хронограф
18152229
29162330
310172431
4111825
5121926
6132027
7142128

<декабрь>

Путеводители

Дания. Христиания

Дания. Христиания

Всего в двадцати минутах ходьбы от Датского парламента находится одно из самых шокирующих мест Европы. Со всего мира туда съехались неформалы, радикалы и маргиналы. Обыватели этот район не любят и делают вид, что его попросту нет. Однако Христиания - сбывшаяся мечта хиппи - существует. Три десятилетия лет назад отцы - основатели Христиании, следуя, видимо, средневековой традиции, объявили ее "вольным городом". Действительно, все признаки вольного города налицо: в Христиании свои законы, свое управление, своя казна и своя полиция, вернее, полное отсутствие таковой. Даже имеется собственный флаг. Связь с сюзереном, то есть с Копенгагеном, в центре которого Христиания расположена, минимальна - от нее требуется только исправно платить налоги. Площадь этого анклава несколько десятков гектар, население около тысячи человек, но точно его никто не подсчитывал.

Формально жители Христиании - подданные Датской короны, но сами себя они считают гражданами мира. Ведь многие из них - бывшие хиппи, сохранившие верность идеалам этого мощного молодежного движения шестидесятых. Зародилось оно в Сан-Франциско. Война во Вьетнаме и значительные потери, которые несли в ней Соединенные Штаты, заставили выплеснуться наружу антибуржуазные настроения, давно зревшие в студенческой среде. Протест против бессмысленной бойни в Юго-Восточной Азии вылился в протест против всякого насилия. Вообще, против всякой несвободы. Семья, государство, труд ради приобретения материальных ценностей - все это хиппи считали формой порабощения человека. Они одевались в лохмотья, жили коммунами, питались чем бог пошлет и признавали только свободную любовь. В 1969 г. конфликт во Вьетнаме приобрели характер войны на уничтожение. Хиппи устраивали митинги протеста, жгли повестки в армию. 15 августа недалеко от маленького городка Вудсток штата Нью-Йорк они устроили фестиваль музыки, мира и любви, на котором выступили ведущие рок-музыканты. Это был звездный час движения - почти полмиллиона человек собралось на поле, арендованном у фермера Макса Ясгура. Молодые люди слушали своих кумиров, курили марихуану и пели "Fuck the war".

Левые настроения господствовали в среде не только американской, но и европейской молодежи. В 1971 г. в Копенгагене хиппи проводили нечто вроде выставки-продажи своих поделок. Ночевать им было негде и, сломав забор, окружавший заброшенные казармы короля Кристиана (отсюда и название Христиания), они заняли пустующие здания. Поначалу власти особо не протестовали: когда антисоциальные элементы сконцентрированы в одном месте, за ними легче присматривать. Вслед за хиппи в Христианию стали перебираться люди, которые по тем или иным причинам не вписывались в западное общество. Кто-то мечтал обрести здесь свободу, кого-то влекла сюда возможность безбоязненно употреблять наркотики.

Вообще-то в Дании наркотики, как легкие, так и тяжелые, запрещены. Но свою территорию христианцы объявили свободной только от тяжелых наркотиков. А вот гашиш и тем более марихуану здесь за наркотики не считают - это просто средства для расширения сознания. Запретить их - значит ограничить свободу личности. К тому же продавцы травки платят налог, пополняя таким образом местный бюджет. Торговля легкими наркотиками играет важную роль в экономике страны. Но большинство христианцев зарабатывают на жизнь не этим. Половина живет на пособия от соседней Дании. Некоторые граждане сколотили состояние еще до переселения в Христианию. Кто-то зарабатывает деньги, собирая велосипеды или продавая экологически чистые продукты. Художники живут за счет продажи собственных картин.

Художник Лаури Грундт родом из маленького норвежского городка. В Данию приехал в 60-х. Дома, обыватели показывали на него пальцем: "Бездельник, только и умеет, что махать кисточкой". Несколько лет Грундт прожил в Копенгагене, а когда стукнуло пятьдесят, взял, да и перебрался в Христианию. Сейчас художнику 80. Живет он на последнем этаже бывшей казармы. Единственная комната служат ему и супруге гостиной, спальней и мастерской. Пламенная революционерка Роза Люксембург и собственная жена - две главные музы художника. Помимо занятий живописью Лаури Грундт играет на скрипке, пишет стихи... Как всякий художник, он немного чокнутый, но политику властей оценивает здраво. Казармой, где обитает Лаури, управляет домовый комитет. Он нанимает мастеров, когда надо сделать ремонт, разбирает споры между членами комунны. Если, к примеру, кого-то раздражают рисунки на стенах, он тоже обращается в комитет. И тот собирает мнения жильцов: надо закрашивать графити или нет. В Христиании нет диктатуры большинства - решения принимаются не голосованием, а путем достижения консенсуса. Вот такая народная демократия.

Лаури вспоминает случай, как в Копенгагене несколько молодых людей самовольно заняли здание пустовавшей фабрики. Они организовали там ателье, художественную школу, ресторан. Через год полиция их выгнала, и все это досталось муниципалитету. Точно так же, считает художник, поступят и с Христианией. Тем более что за тридцать лет вольный город оброс кое-какой собственностью. Здесь появились электричество и водопровод, аптеки и детские сады, мастерские, госпиталь. Кстати, во всех этих учреждениях работают и обычные жители Копенгагена, ведь зарплаты в Христиании в среднем выше, чем в столице. Как вести бизнес, кого брать на работу, а кого нет - все это решается на общем собрании, которое проводится минимум раз в неделю. Местные рестораны, кафе и бары всегда полны. Большинство посетителей - туристы. Им показывают магазины, торгующие экологически чистыми продуктами, свечной заводик, фабрику косметики, общественную баню, типографию. Со всей Северной Европы в Христианию едут скейтбордисты, чтобы пообщаться и показать свое мастерство. Здесь одна из лучших в мире площадок для занятия этим видом спорта. За состоянием окружающей среды в "вольном городе" следят специальные "зеленые бригады". В восьмидесятых годах правительство Дании поручило частной фирме разработать план благоустройства территории бывших казарм. Была создана специальная комиссия, которая пришла к выводу, что благоустраивать в Христиании нечего. Здесь есть все, что нужно для нормальной жизни.

Мелина (гражданка Христиании): "Дома у нас без номеров, только с вывесками. На конвертах пишут так: Ричарду из Дома на дереве, Матильде в Дом башмаков, в Школу факиров - чародею Касперу, Дом оперы - Францу. Почтальону этого достаточно". Землей и наркотическими казармами владеет Дания. Дома и жилые вагончики находятся в общественном пользовании. Если жилплощадь освобождается, то большое собрание решает, кто может занять освободившуюся квартиру. Менее важными вопросами занимается общественный совет, который состоит из представителей от 10 микрорайонов Христиании.

Регет живет в бывшем пороховом складе - самом старом доме "вольного города". Построен он в 1688 г. Мать Регеты и ее отчим переехали в Христианию, когда девочке было 7 лет. Сейчас у нее своя семья: муж и четверо детей. Младшему 6, старшему 14: "Дом - собственность министерства обороны. Мы оплачиваем коммунальные услуги - это 700 крон - и фиксированный налог - 880 крон в месяц с человека". Налоги поступают в местный бюджет. Несмотря на то что платят далеко не все, в год набирается около 10 млн. крон. Часть денег идет прямиком в Датскую казну, остальные тратятся на нужды города. Причем, если судить по чистоте, царящей в общественном туалете, весьма эффективно. Регет платит налог, еще и как бизнесмен. Она содержит конюшню и школу верховой езды. У Регет 16 лошадей, несколько жеребят и два пони. Целыми днями она возится со своими питомцами. Для нее это и страсть, и заработок - школа, естественно, платная. Часть денников занимают лошади, принадлежащие частным лицам. Семья Регет за ними ухаживает, за что получает определенную плату. Если власти ликвидируют Христианию, лошадей придется продать. Для Регет - это катастрофа.

Плохо придется в этом случае и молодым музыкантам Христиании. В местной студии "Вентура Рекордс" их записывают бесплатно. Хозяин Ричард берет деньги только с пришлых клиентов - за счет них студия и существует: "Если чиновники закроют мою студию, придется искать новое помещение, перевозить аппаратуру. Не знаю, хватит ли у меня на это средств. А что будут делать музыканты, вообще непонятно". В любом случае, Ричард не собирается просто так дать себя выставить на улицу. Оружие в "вольном городе" иметь запрещено, поэтому на случай, если к нему заявятся полицейские, хозяин студии завел бойцового пса Ивела. Но, может, зря беспокоятся обитатели Христиании? Насильно выселить тысячу человек сегодня практически невозможно - пресса и телевидение поднимут такой шум, что чиновникам не поздоровится. Да и раньше все попытки властей ликвидировать "вольный город" заканчивались ничем. Когда в последний раз полиция, вооруженная дубинками, вторглась в Христианию - жители преградили им путь баррикадами.

Нам предстояло встретиться с Пэром Далгаартом. Он возглавляет юридический отдел аппарата Народной партии, которая выступает за ликвидацию Христиании. Путь до загородного дома политика оказался неблизким. Датская Народная партия - организация правого толка. Она выступает за ужесточение законов, регулирующих иммиграцию. Народники предлагают выдворить из страны даже тех, кто приехал сюда 30-40 лет назад. В парламенте партия имеет всего 22 места из 179, но она входит в коалицию правых партий и потому достаточно влиятельна. Христиания для правых - бельмо на глазу. Господин Далгаард считает, что в "вольный город" нужно ввести полицейские части, под охраной которых рабочие снесут старые казармы и построят на их месте новые жилые дома. Обитателям Христиании будут выделены в них квартиры. Если же кто-то не сможет оплачивать новое жилье, что ж - пусть перебирается в район поскромнее. В апреле этого года фолькетинг потребовал от общины запретить торговлю наркотиками и допустить в Христианию полицию. Но вольный город эти требования отверг. В сознании простых обывателей Христиания продолжает оставаться самым большим злом в Северной Европе. Все 30 лет своего существования она была горячей политической точкой. Полицейские говорят, что уничтожить эту независимую территорию можно только точечными бомбовыми ударами. Однако, по мнению датских аналитиков, город хиппи и панков, город наркоманов и бездельников будет ликвидирован. Это лишь вопрос времени.

Если планы народной партии будут реализованы, дом Кати снесут. Тридцать лет назад восемнадцатилетней девушкой она пришла в Христианию, просто чтобы посмотреть, как здесь живут люди. И осталась. В Христиании родились трое ее детей: два мальчика и девочка. Младшему 14, старшему 22. Дети, как и мать, уезжать отсюда не хотят. Кати пригласила нас в мастерскую, где она работает. У нее необычная для женщины профессия - сварщик. Когда-то Кати работала педагогом и социальным работником, но подруги позвали ее в свою бригаду - пришлось осваивать новую специальность. В мастерской работают и мужчины, но у них своя отдельная бригада и в дела женщин они не лезут.

Все детские учреждения Христиании, а их три, содержатся на средства общины. Брит - воспитатель в Христиании. Она учит детей всяким поделкам. В ход идут только природные материалы. Воспитательница считает, что работа с ними развивает воображение. По средам группа Брит посещает бассейн. Вместе они ходят в музеи, гуляют по Копенгагену. С ликвидацией "вольного города" детские сады и группу продленного дня также придется закрыть.

Вечером мы отправились в самый популярный клуб Христиании, "Музиклопен". Он работает до шести утра. Здесь в свое время выступали Аланис Морисет, Блер, Боб Дилан, Грин Дэй, группы Рэйндж Эгейнст ве Машин, Портисхэд. Играть на такой сцене большая честь для молодых музыкантов. Посетители курят марихуану, гашиш, но атмосфера в клубе спокойная и дружелюбная. Наркотики, действительно, серьезная проблема. Но это не повод, чтобы ломать судьбы сотен людей, никакого отношения к зелью не имеющих. В 2005 г. состоятся выборы в Датский парламент. Не исключено, что на них победят социал-демократы, которые по отношению к "вольному городу" настроены более миролюбиво. Но Христиании до этого надо еще дожить.

Новости партнёров