Хронограф
18152229
29162330
310172431
4111825
5121926
6132027
7142128

<декабрь>

Путеводители

Автобусы мира

Автобусы мира

Общественный транспорт возник с появлением больших промышленных предприятий. Он обеспечивал массовые и недорогие поездки рабочих по городу и за его пределы. До появления парового самодвижущегося транспорта тягловой силой были лошади. В Швейцарии до сих пор сохранился транспорт на конной тяге. Практической необходимости в нем нет никакой, просто приятно на какое-то время очутиться в прошлом веке. Лошади тащили дилижансы, рельсовые вагоны и омнибусы. Омнибусы - в переводе с латыни "принадлежащие всем" - появились во Франции и напоминали по форме ящик. Они стали предшественниками нынешнего автобуса.

Сейчас в Париже существует чуть более тридцати автобусных маршрутов. Они весьма протяженны и много петляют. Зелено-белые автобусы, ловко передвигаются по тесным улицам, забитым машинами. А когда выезжают на простор, развивают приличную скорость. Основная нагрузка в перевозках все-таки ложится на личные машины и метро. Но в конкурентной борьбе с другими наземными видами городского транспорта - трамваями и троллейбусами - автобусы, похоже, победили. Они оказались более экономичными и удобными.

Однако в Лиссабоне, столице Португалии, по-прежнему популярны трамваи. А в прибрежном городе Порту главенствуют автобусы, с виду ничем не примечательные. Поездка в нем обойдется пассажиру в один евро, и обычно жители Порту покупают единые проездные билеты на трамвай, автобус и метро. Так получается дешевле. Для пенсионеров существуют льготы. Большинство же португальцев пользуются личным автотранспортом.

Такой город, как Лондон, невозможно представить без автобусов. Красный, как помидор, автобус стал символом британской столицы наравне с Биг-Бэном и черными такси-кэбами. В Англии этот вид общественного транспорта появился несколько позднее, чем во Франции. Первый лондонский маршрут проходил от Паддингтона до южного берега Темзы. По нему ходил экипаж на конной тяге и перевозил от восемнадцати до двадцати двух человек. Вскоре у пассажиров возникла привычка устраиваться на крыше одноэтажных омнибусов, что привело к появлению "даблдекера" - двухэтажного экипажа с местами на крыше. Защиты от непогоды не было, зато стоили эти места вдвое дешевле. Сейчас в Лондоне существует единый билет на все виды общественного транспорта. Стоит он 5 фунтов, за которые можно кататься весь день в двух центральных зонах Лондона. Если ваш маршрут выходит за границу второй зоны, нужно покупать новый билет. В Лондоне 17 тысяч автобусных остановок. А все автобусы за год проходят 264 миллиона километров - расстояние от Земли до Солнца и обратно!
 
Самый стильный и самый старый из сегодняшних лондонских автобусов носит гордое имя Рутмастер - "хозяин дорог". Этот "даблдекер" был сконструирован специально для Лондона в 1956 г. Мощность его двигателя 150 лошадиных сил. Длина кузова - 10 метров. В салоне - 64 посадочных места. Несмотря на солидный возраст, "хозяин дорог" очень популярен в городе и власти не спешат заменять его на более современную модель.
 
Автобусы оказались настолько колоритными, что почти все списанные машины либо попали в частные коллекции, либо возят экскурсии. Они также работают передвижными ресторанами, а могут выступать и в роли свадебной машины, в которую помещаются сразу все гости. Красные автобусы определяют стиль лондонских улиц. В них нет никакой чопорности. Их красные бока очень часто используются для размещения рекламы, а изредка на них пишут картины.

В отличие от дождливой Англии каждый автобус в солнечной Коста-Рике некоторое время назад имел свое неповторимое лицо. Вернее сказать, все они походили на передвижные картинные галереи. Инициатива расписать общественный транспорт исходила от группы коста-риканских художников, которым удалось заручиться поддержкой министерства культуры и завода по производству красок, устойчивых к капризам непогоды. В этом проекте приняли участие многие известные и начинающие художники.

К изображению было выдвинуто единственное требование - оно должно смотреться во время движения автобуса по улице. Кроме того, художников попросили разборчиво подписывать свои творения, чтобы у прохожих возникали четкие ассоциации между стилем и именем "художника-передвижника". Проекты росписи принимала строгая комиссия, состоявшая из представителей автобусных компаний и художественной интеллигенции. Мероприятие имело большой успех. После первых 25 разноцветных машин появились и другие. Однако не так давно от передвижных галерей решили отказаться. Транспортные чиновники, дорожная полиция и городские эстеты сочли подобное творчество безвкусным, уродующим лицо города. Был и еще один, более весомый аргумент. Яростные враги автобусных картин говорили, что с появлением на улицах такого безобразия резко возросло число аварийных ситуаций. Яркие автобусные бока, к большому сожалению авторов, пришлось закрашивать.

Единственной страной, в которой люди благосклонно воспринимают картины на колесах, остается Панама. Здесь не нужно проходить худсоветы. Водители сами решают, что будет нарисовано на их транспортном средстве. Самые талантливые разрисовывают свои автобусы самостоятельно. Иногда эти самородки помогают с росписью коллегам, чтобы те не тратили деньги на услуги профессиональных художников. При определении тематики будущей росписи необходимо помнить о негласном запрете на изображение обнаженной натуры. Ради высокого искусства водители готовы принять это условие. Панамские пассажиры, не говоря уже о водителях, относятся к рейсовым автобусам как к одушевленным созданиям. У каждого помимо номера есть свое имя. Достаточно назвать имя автобуса - "бессоме мучо" или "хуана ля кубана" - и сразу становится понятно, куда он идет. Выражения типа "что-то Хесус запаздывает" или "давно я не катался на Деве Марии" никого здесь не удивляют. Есть автобусы, названные в честь популярных песен или эстрадных исполнителей. Своеобразный памятник при жизни получила популярная певица Шакира. Разрисованные от руки автобусы на больших скоростях рассекают пыльные дороги латиноамериканских стран. Благо климат Латинской Америки и менталитет живущих там людей позволяют относиться к общественному транспорту с теплом и не церемониться с пассажирами.

В холодной и дождливой Европе латиноамериканская пестрота выглядела бы безвкусно. Здесь машины строги и сдержанны. В Дании ходят аккуратные желтые автобусы. Их водители и контролеры чрезвычайно вежливы: улыбаются, тысячу раз благодарят вас, могут даже остановиться, чтобы подобрать не успевшего пассажира. В Швейцарии, напротив, автобусы живут строго по расписанию. Они не дожидаются опаздывающих пассажиров, ориентируясь исключительно на пунктуальных людей. Раньше по швейцарским альпийским дорогам курсировали почтовые автобусы, доставляя письма и посылки в Италию. Со временем на этих автобусах стали ездить пассажиры. Водитель "почтового" автобуса, швейцарец, говорит по-итальянски. Сколько платить за проезд, куда поставить велосипеды - пассажиры уже знают. Автобусы непрерывно совершенствуются. В обычных рейсовых автобусах вокруг колес появились специальные щеточки, которые стряхивают с них воду во время дождя. Омнибусы превратились в туристические автобусы с кондиционерами, туалетом и откидными сиденьями. Кабины водителя оборудуются современными компьютерными системами, свидетельствующими об окончательном торжестве научно-технического прогресса. Вполне возможно, мы когда-нибудь доживем до времен, когда знакомый всем четырехколесный автобус заговорит человеческим голосом и пожелает нам счастливого пути и удачи в дороге.

Новости партнёров