Хронограф
18152229
29162330
310172431
4111825
5121926
6132027
7142128

<декабрь>

Путеводители

Россия. Самбия и Натангия

Россия. Самбия и Натангия

Много веков назад земля нынешней Калининградской области носила названия Самбия и Натангия. Самбия занимала Калининградский полуостров. Натангии принадлежал берег Калининградского залива. Сами названия переводятся с мертвого прусского языка, как "община", "братство", "простой народ". Первых поселенцев привлекали сюда самбийские песчаные пляжи, обилие рыбы и зверья.

В III тысячелетии до н.э. на берегах Балтийского моря появились арийцы, благородные воины, выходцы из северной Индии и южного Ирана. Арии мастерски делали сосуды из глины, украшая их оттисками шнуров. Отчего культуру, которую принесли с собой кочевники, стали называть культурой шнуровой керамики. Керамика, которую принесли индоевропейцы, была известна на всем морском побережье Куршской косы. Между поселками Лесное и Морское найдено более 20 стоянок представителей культуры шнуровой керамики. Со временем древние орнаменты стали приобретать смысл оберега, предохранявшего содержимое емкостей от нежелательного влияния сверхъестественных сил. Из индийских источников известно, что арии, как и пруссы, поклонялись богу молний. У индусов он известен под именем Индры. Символом этого бога был огромный дуб, растущий на вершине горы.

В начале нашей эры Самбия находилась под влиянием кельтов. У местных племен, эстиев, появились гривны, шейные украшения, известные у кельтов под названием "торквес". Римляне считали гривны обязательной принадлежностью каждого кельтского и римского воина. У эстиев гривны носили женщины. Тяжелый торквес надевали только в исключительных случаях, два-три раза в жизни. Почтенных женщин хоронили только в гривне. А мужчин - с копьями, мечами, конями. В могилах вождей кланов археологи находят фибулы, застежки проволочной конструкции, напоминающие кельтские. Некоторые из них украшались солярными символами.

В римский период в Самбии наблюдался огромный всплеск янтарной торговли. Римские императоры посылали в Глэзарию, землю эстиев, своих торговцев, чтобы те везли в Рим как можно больше янтаря, глэзума. При Нероне в столицу империи было доставлено такое количество окаменевшей смолы, что вся арена, носилки для убитых гладиаторов и все прочее снаряжение были янтарными. Но во время совместных походов эстиев и гуннов против Римской империи торговля янтарем была прервана. Когда эстии возвращались домой после войн с римлянами, к ним присоединились вещие воины из разных племен - видиварии. С них-то и начинается собственно прусская культура.

В VI веке пруссы обратились к вещим воинам Брутену и Видевуту с просьбой возглавить их народ. Видевут стал королем, Брутен - наместником богов. Он принял культовое имя Криве-Кривайтис. Пруссы верили в реинкарнацию, им разрешалось иметь трех жен.

Некоторые ученые склонны считать, что одно из важнейших святилищ пруссов располагалось в городище Эрайно или Эрино на горе Гайльтегарбо. Это самая высокая точка Калининградского полуострова. По преданию, на этой горе располагался замок первого властителя Видевута. Возможно, там же находился и полумифический город Ромове, столица старой Пруссии, где жил брат Видевута-Брутен, верховный жрец. Сейчас здесь российский оборонный объект и подобраться поближе к горе Гайльтегарбо не представляется возможным. Обычно жертвоприношение происходило следующим образом. Селяне нескольких деревень собирались в сарае в присутствии жреца. Мужчины приводили козла. Перед тем как его убить, все публично каялись в грехах. Затем козла рубили на части и запекали. После этого жрец и селяне лупили друг друга за грехи. После коллективной драки козла съедали, а объедки закапывали.

Объединенные одной, пусть и языческой, верой, пруссы могли давать решительный отпор любому агрессору. Так началось формирование прусской дружины. На Куршской косе дружинная группировка основала поселение Кауп, "Торг". Он был обнесен валом, открытые площадки занимали жилые постройки и помещения для иноземных купцов. Через Косу проходил важнейший участок Великого торгового пути "из варяг в греки". Пруссы не умели пользоваться выгодностью своего положения. Золото и серебро дружинники ни во что не ставили. У основания Косы в XII веке появился узкий пролив, соединявший Балтийское море с Куршским заливом. Здесь пруссы основали поселение Варгенава. Своими семиметровыми ладьями дружинники перегораживали пролив в Косе и взимали дань с купеческих кораблей. Прусские дружинники охотно брали дань не только с иностранных торговцев, но и со своих соплеменников. И снова на Косе расцвела янтарная торговля. Она шла настолько успешно, что сведения о поселении попали в сочинения арабского географа Идриси. Он называл это место Гинтийар, от прусского "гинтарс" - янтарь и обозначал его как "большой, цветущий город, находящийся на вершине неприступной горы, где жители укрепились от нападения викингов". В 1016 г. датчане утерли нос пруссам, отбив у них и Варгенаву. Дружинники рассеялись по Балтийскому побережью. Из их среды вышли родоначальники многих русских дворянских фамилий, таких как Романовы, Шереметевы, Яковлевы и другие.

Оставшись без дружины, Самбия стала легкой добычей для иноземцев. Начиная с XII века, польские короли не раз устраивали крестовые походы на прусские городища. Городище Медникен у села Дружное было построено в V-VI веке. Именно этим периодом археологи датируют остатки древнепрусской керамики, которыми буквально усыпана территория городища. Для строительства пруссы свозили камни и складывали из них высокий вал. Вал обмазывали глиной и возводили на нем частокол в два ряда. Между бревнами частокола насыпался слой мелких камней и земли. С частокола охранявшие городище могли видеть все, что происходит снаружи. Во время штурма Медникена на вал выливалось огромное количество воды, чтобы глина, которая связывала камни, становилась скользкой.

В городищах собирались жрецы, которые занимались своими непосредственными обязанностями. На валах, в специальных ямах совершались жертвоприношения, в том числе и человеческие. Захваченных в плен врагов сжигали на жертвенном костре верхом на конях, в полном боевом снаряжении. Сюда же, в городище, прибывали народные ополченцы. За крепостные сооружения стекалась вся добыча, прибыль и достояние окрестных земель. Треть от захваченного или заработанного шла в жертвенный костер и на нужды жрецов. Военные были подчинены жречеству и получали определенную независимость только на время боевых действий. Именно поэтому военная аристократия охотно перебегала на сторону крестоносцев Тевтонского ордена. Цивилизация христиан надвигалась на пруссов неумолимо. Но несмотря ни на что, жители Самбии продолжали обожествлять таинственную силу природы, землю, солнце, гром, вековой дуб, считавшийся бессмертным, животных, вплоть до жабы. Католическая церковь не могла мириться с подобными безобразиями. В начале XIII века она предоставил
а рыцарству широкие права на завоевание земель балтов. Одна из самых трагических страниц в истории прусского народа связана с нашествием на их землю Тевтонского ордена, созданного в конце XII века. Но это, как говорится, уже совсем другая история.

Новости партнёров