Иудейское наследство
Образ Антихриста, растиражированный в современной культуре доброй сотней мистических триллеров, стал для нас столь же привычным, как граф Дракула или
По большому счету, для большинства наших современников, что Антихрист, что
Как ни странно, даже в
Дети! последнее время. И как вы слышали, что придет антихрист… (1 Ин. 2:18)
Откуда же берется этот персонаж священной истории? Специалисты предполагают, что из иудейской традиции, которая сильно повлияла на первых христиан. Большинство ранних последователей Иисуса были евреями, воспитанными в патриархальной, утверждавшейся веками обстановке и впитали с детства многие религиозные представления своих предков. А в
Что скрывает тринадцатая глава
Богословы давно согласны в том, что искать образ, скрывающий за собой анти-Иисуса, надо в тринадцатой главе Апокалипсиса, где Иоанн повествует о своем видении на острове Патмос :
И стал я на песке морском, и увидел выходящего из моря зверя с семью головами и десятью рогами: на рогах его было десять диадим, а на головах его имена богохульные. Зверь, которого я видел, был подобен барсу; ноги у него — как у медведя, а пасть у него — как пасть у льва […] И поклонятся ему все живущие на земле, которых имена не написаны в книге жизни у Агнца, закланного от создания мира […] И увидел я другого зверя, выходящего из земли; он имел два рога, подобные агнчим, и говорил как дракон. Он действует перед ним со всею властью первого зверя и заставляет всю землю и живущих на ней поклоняться первому зверю […] и творит великие знамения, так что и огонь низводит с неба на землю перед людьми. И чудесами, которые дано было ему творить перед зверем, он обольщает живущих на земле […]. Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть (Откр. 13:1–18).
Вот кто-то из этих двух зверей якобы и есть Антихрист. Некоторые склоняются к тому, что анти-Иисус — это первый зверь, тот, что с десятью головами (условно его именуют драконом), а второй зверь — лжепророк, который превозносит своего хозяина, творя чудеса для прославления его могущества (если уж посланец может ниспровергать огонь с неба, то на что же способен тот, кому он служит!).
Такое умозаключение весьма логично, ведь в богословской среде Сатану часто называют «обезьяной Бога», подразумевая его заветное желание стать вторым создателем и повторить чудо сотворения мира. Однако все попытки Дьявола обречены. Так, в видениях немецкого монаха
Так что, возвращаясь к нашей теме, если у Христа был пророк-предвестник (
Тем не менее есть одно очень важное обстоятельство, противоречащее этой точке зрения. У Иоанна написано, что на голове второго зверя были овечьи (агнчие) рога. В христианской традиции подобные рога были только у Агнца Божьего, который есть не что иное, как аллегория Христа. Указание на самом деле более чем очевидное, и, на наш взгляд, однозначно маркирующее именно второго зверя как Антихриста. Более того, если остаться на первой точке зрения, то мы сталкиваемся с двумя серьезными неувязками. Во-первых, первый зверь (дракон) на фоне своего глашатая (пусть тот и прославляет его) выглядит очень пассивно, а во-вторых, как известно, Иоанн Креститель никаких чудес не совершал (не забудем о «зеркальности» Сатаны, все должно было соответствовать евангельскому сценарию в сатанинском отражении). Искажение исчезает, если рогатый зверь, как и было сказано, — Антихрист. Но тогда кто же тот первый зверь? Дракон? С сугубо богословской точки зрения ответить на этот вопрос довольно сложно, на роль лжепророка он явно не подходит.
Выход из этого герменевтического тупика, возможно, заключается в смене метода трактовки иоаннова текста с аллегорического на исторический (вернее, в дополнении аллегорического подхода историческим). В свое время еще
Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе (Мк.9:1).
Соответственно, в образах Апокалипсиса могут быть зашифрованы конкретные исторические герои и события того времени. Забегая вперед скажем, что этот метод оказался приложим только к той части Апокалипсиса, где Иоанн описывает знамения приближающегося конца времен. Картины же божьих кар, которым будет подвергнуто человечество, представляют собой повторения ряда сцен небесного гнева из Ветхого Завета (например,
Итак, попробуем разобраться в том, в чем можем.
Проверка по числу
Что Иоанн говорит о первом звере? Он выйдет из моря. У него семь голов и десять рогов. На каждом роге по диадеме, а на каждой голове богохульные надписи. По виду он похож на барса, но ноги у него медвежьи, а голова льва. Как ни странно, именно такой экзотический внешний вид дракона дает ключ к пониманию его образа. Медвежьи ноги и другие детали драконьего облика — совсем не фантазия Иоанна. Это символы трех великих государств древности —
Скорее всего, Иоанн имеет в виду преемника этих государств, а им может быть только
Теперь попробуем понять, какие реалии стоят за фигурой второго зверя. Мы уже говорили, что богословская интерпретация его образа как образа Антихриста не вызывает у нас сомнений. Но тем не менее проверим ее историческим методом. Как известно, число Антихриста — 666. Оно составляется из суммы числовых значений букв еврейского алфавита, которыми записано некое слово, — истинное имя Антихриста. Многие современные богословы, и Александр Мень в их числе, отмечали, что искомое число получается при сложении букв в словах «кесарь Нерон» в еврейском написании, то есть с пропуском гласных: QSR NRWN. Складываем: [Q, коф — (100)] + [S, самех — (60)] + [R, реш — (200)] + [W, вав — (6)] + [N, нун — (50)] = 666. Правильность этой расшифровки подтверждается интересным фактом: существуют несколько древних списков Апокалипсиса, где числом Зверя названо не 666, а 616. И это имеет важное для нас объяснение: на латыни именительный падеж имени «Нерон» пишется не Neron, а Nero. Соответственно, по-древнееврейски оно будет записываться NRW, пропадает N, нун (-50), что уменьшает общую сумму чисел до 616.
То, что Нерон в Откровении Иоанна (Nero Claudius Caesar Augustus Germanicus, 37–68) превратился в слугу Сатаны, вполне понятно. Этот римский император был лютым гонителем христиан. Он освещал сады своей виллы превращенными в факелы телами еще полуживых распятых последователей Иисуса. Но, возразят, Нерон был убит заговорщиками в 68 году, а Апокалипсис писался несколько позже. Однако в этом нет никакого противоречия, скорее, напротив. В последние два десятилетия I века по империи ходили упорные слухи, что Нерон остался жив. Он якобы скрывается на востоке, в
Антихриста узнаешь по молве
Из сказанного следует, что вряд ли стоит примерять к образам, изображенным Иоанном, каких бы то ни было персонажей современной истории, будь то
Однако эта версия была актуальна только во времена, когда христианство еще не было признано легитимной религией на территории Римской империи (то есть, до начала IV века). В наше время большинство христиан склоняются к более логичной и свободной точке зрения, идущей от
Развивая эту точку зрения, некоторые современные богословы полагают, что в первые годы своего правления на земле Антихрист станет утирать слезы несчастным и униженным. Он исцелит больше людей, чем евангельский Христос. Он урегулирует социальные конфликты, проявит себя мудрым и справедливым правителем. В итоге анти-Иисус очарует всех и станет единоличным лидером некоего всемирного государства социального благополучия. И вот когда Антихрист обретет всю полноту власти, тогда-то он и начнет тотальное гонение на христиан. Но большинство не осудит его, а с радостью признает в нем нового бога. Это будет длиться три с половиной года. Из стойких последователей Христа выживут единицы. Поможет им в этом память о сказанном
Когда услышите, что пришел на землю Христос, то знайте, что это Антихрист. Не нужно будет людям передавать друг другу весть о пришествии Иисуса. Он явится внезапно, всем людям и всей земле в одно время.
Однако, как бы трудно не было верным христианам, их страдания рано или поздно закончатся, когда в этот мир снизойдет истинный Сын Божий, чье войско победит темные силы. На земле установится тысячелетнее царство блаженных, а Антихрист будет низвергнут в огненное озеро. Но чтобы оказаться среди тех избранных, кои после