Самой старой звезде – 13,2 млрд. лет

11 мая 2007 года, 18:06

Международная группа астрономов из США, Германии, Швеции, Австралии и Южной Кореи обнаружила предположительно самую старую во Вселенной звезду HE 1523-0901, - сообщает журнал Astrophysical Journal (выдержки из статьи цитирует Science Daily). Ее возраст составляет 13,2 млрд. лет. Она появилась вскоре после так называемого Большого Взрыва, который, как полагают астрономы, произошел 13,7 млрд. лет назад.

Группа исследователей состоит из астрономов Обсерватории Макдональда в Техасе, Австралийского национального университета, Упсальского университета в Швеции, Гамбургской обсерватории в Германии, Университета Чикаго, Технологического университета Суинберн (Австралия), Университета штата Мичиган и Центров исследования астрофизики Йонсей (Корея) и Калтех (США).

HE 1523-0901, расположенная в галактике Млечного пути, была обнаружена во время исследования, проводимого совместно Гамбургской и Европейской южной обсерваторией (ESO). В течение семи с половиной часов она наблюдалась при помощи одного из самых крупных телескопов, существующих в настоящее время - телескопа VLT Европейской южной обсерватории. Его линза имеет диаметр 8,2 метра.

Метод, который позволил астрономам посчитать возраст звезды, схож с методом радиоуглеродного датирования, применяемым в геологии и палеонтологии (в нем в качестве изотопа используется углерод-14). Однако, по словам Анны Фребель из обсерватории Макдональда в Техасе, определить возраст HE 1523-0901 было сложно: для получения точных данных о столь старом объекте надо было правильно выбрать изотоп, распад которого играл бы роль часов. В итоге такими «часами» для HE 1523-0901 были выбраны торий и уран, количество которых и было исследовано VLT.

Помимо метода датирования при помощи тория и урана, были проведены дополнительные исследования таких элементов, как европий, осмий и иридий. Как подчеркивает Фребель, до настоящего времени было невозможно измерить возраст космического элемента при помощи более чем одного вида «часов». Однако в случае HE 1523-0901 таких исследований удалось провести целых шесть, что гарантирует достаточную точность полученных данных.