Вспыхнула новая сверхновая

08 мая 2007 года, 10:13

Иллюстрация: NASA/CXC/M.WeissСамый яркий взрыв из когда-либо наблюдаемых вызовов сверхновых зарегистрирован в рентген-обсерватории Чандра (NASA's Chandra X-ray Observatory) при помощи рентгеновских и наземных оптических телескопов, сообщает НАСА. Это открытие показывает, что взрывы чрезвычайно массивных звездами были относительно распространены в ранней Вселенной и что аналогичный взрыв может произойти и в нашей галактике.

Сверхновые – звезды, заканчивающие свою эволюцию гиганским взрывом. Часто до взрыва такой звезды ее не наблюдали в телескопы, отсюда и название «сверхновая».

«Это был чудовищный взрыв, выбросивший в сто раз больше энергии, чем типичная сверхновая», - говорит Натан Смит (Nathan Smith) из Калифорнийского университета в Беркли (University of California at Berkeley), который возглавлял группу астрономов из Калифорнии, и университета Техаса в Остине (University of Texas in Austin). «Это означает, что взорвавшаяся звезда была, вероятно, в 150 раз массивнее, чем наше Солнце».

Открытие сверхновой, известной как SN 2006gy, доказывает, что смерти таких массивных звезд существенно отличаются от теоретических прогнозов.

Наблюдения в обсерватории Чандра позволили исключить наиболее вероятное альтернативное объяснения сверхновой: что это белый карлик, масса которого лишь немного выше, чем Солнце взорвалось в богатой водородом среде. В этом случае SN 2006gy должна была быть в тысячу раз ярче в рентгеновских лучах, чем обнаружили в обсерватории.

Результаты наблюдений господина Смита и его коллег будут опубликованы в Астрофизическом журнале (The Astrophysical Journal).  Дополнительная информация и фотографии доступны на сайте NASA.