"Холодное пятно" в созвездии Эридана - дефект в структуре Вселенной

26 октября 2007 года, 21:08

Специалисты Кавендишской лаборатории (Cavendish Laboratory) Кембриджского университете (University of Cambridge), Великобритания, и Института физики в Кантабрии (Instituto de Fisica de Cantabria), Испания, полагают, что необычное "холодное пятно" на карте реликтового излучения может быть следом топологического дефекта в пространственно-временной структуре Вселенной, образовавшегося сразу после Большого Взрыва, пишет Reuters

В 2004 году орбитальная обсерватория WMAP Национального аэрокосмического агентства США NASA, измеряющая температуру реликтового излучения (радиоволн, представляющих собой "эхо" Большого Взрыва) в различных точках звездного неба, обнаружила аномалию вблизи созвездия Эридана. Температура в аномальной области оказалась почти на десять миллионных долей градуса ниже средней. Недавно сотрудники Национальной радиоастрономической обсерватории США (NRAO) высказали предположение, что причиной понижения температуры реликтового излучения этого региона является огромное пространственная пустота на расстоянии в 6-10 млрд световых лет от Земли, в которой нет материи ни в одной из ее форм.

По мнению британских и испанских исследователей, "холодное пятно" представляет собой топологический дефект наподобие дефекта в кристаллической решетке быстрозамороженного расплава. Вселенная сразу после Большого Взрыва тоже была очень горячей, и все элементарные частицы в ней были одинаковы (симметричны друг другу). По мере разлета вещества Вселенная остывала, изначальная симметрия спонтанно нарушалась, и элементарные частицы перестали походить одна на другую — однако в разных частях Вселенной этот процесс проходил по-разному. Расчеты на численных моделях показывают, что разница в том, как происходит спонтанное нарушение симметрии в соседних областях, может приводить к возникновению областей без частиц, или "пустот". Доклад ученых опубликован в журнале Science.

Такие пространственно-временные дефекты, возникающие в первые секунды существования Вселенной, в период ее формирования, можно уподобить затяжке на колготках или царапине на поверхности бриллианта. Внутри такой области эволюция Вселенной остановилась практически сразу после ее возникновения, и, по мнению Эла Когута (Al Kogut) из Годдаровского центра NASA (Goddard Space Flight Center), не участвовавший в исследовании, исследуя ее, мы сможем взглянуть на Вселенную, какой она была вскоре после Большого Взрыва 12 млрд. лет назад.