Собаки не испытывают чувство вины, даже демонстрируя раскаяние

Вид «искренне» раскаивающегося питомца, сломавшего, опрокинувшего или сгрызшего что-то, удерживает многих хозяев от наказания. Однако ученые заявляют, что собаки обманывают хозяев. Причем стыдно за это им не бывает.

Shutterstock

Внешние проявления не свидетельствуют о том, что собаки испытывают чувство вины или стыда. «Существует несколько исследований, подтверждающих, что собаки не ощущают вины. Их мозг работает иначе», — говорит ветеринар Сьюзан Хейзел из Университета Аделаиды (Австралия).

Доктор Хейзел полагает, что собаки научились принимать виноватый вид, словно извиняясь перед рассерженными владельцами, так как адаптировались к жизни с людьми за тысячелетия совместного существования. Другими словами, собаки нашли эффективный способ избежать наказания за проступки.

При этом питомцы, принимая виноватый вид, реагируют на телесные проявления человека. Они считывают их раньше, чем сам человек поймет, какие эмоции он испытывает, объясняет ветеринар.

Однако это не значит, что собаки бесчувственны и не испытывают никаких эмоций вообще. По словам невролога и специалиста по эмоциям Яка Панксеппа, все теплокровные животные способны выражать страх, гнев, страсть, материнскую заботу, игривость, переживать одиночество и счастье. Это первичные эмоции.

Люди же способны испытывать и вторичные эмоции, такие как вина, стыд, смущение, ревность, ненависть, презрение, гордость и верность. Эти проявления под силу только человеку, так как подразумевают сложные размышления о добре и зле или о социальном статусе. Некоторые ученые называют эти эмоции «моральными». У собак подобных эмоций нет.

«Мы точно знаем, что у собак есть чувства. Однако что именно они испытывают, можем только догадываться по внешним признакам, — отмечает специалист по поведению животных из Шотландии Элейн Хенли. — Чувство вины или стыда приписывают собакам люди».

При этом животные способны реагировать на тон голоса, движения и даже запах владельца. Они распознают и запах гнева, подчеркивает Хенли.

Напомним, ранее британские ученые пришли к выводу, что мозг собак обрабатывает информацию почти таким же образом, как человеческий. Другая команда исследователей обнаружила, что некоторые собаки не любят оставаться одни и вообще придерживаются пессимистичных взглядов на жизнь.