Homo sapiens пришел с востока

16 января 2007 года, 23:06

Археологические раскопки в селе Костенки, Воронежский край, Россия, показывают, что прародители современного человека проживали в этих местах раньше, чем люди, чьи стоянки археологи находят в Европе. Об этом сообщила на днях BBC, описывая предметы, найденные в Костенках. Находка эта означает, что люди начали заселять Европу совсем не с той стороны, с какой ранее представлялось специалистам. Раскопки ведут ученые-археологи Института истории материальной культуры Российской академии наук (РАН) совместно с университетом Колорадо (University of Colorado), США. Материалы исследования опубликованы в январском номере журнала Science.

По словам Джона Хоффекера (John Hoffecker), американского археолога, до недавнего времени считалось, что первые европейские поселения предков современных людей находились на юге центральной Европы, в Болгарии и Греции. Но теперь археологи изучили найденные орудия труда, личные вещи и изделия из слоновой кости, обнаруженные под слоем древнего вулканического пепла в Костенках, находящихся на берегу Дона, и обнаружили, что люди жили там 45 тыс. лет назад, говорит господин Хоффекер.

Хотя эти предметы и не совсем похожи на те, что были найдены на других европейских раскопках, находка позволила предположить обнаружение еще одного пути заселения Европы, который, возможно, является самым первым. Профессор Хоффекер добавил, что удивлен этой находке именно в Костенках. Как выяснилось, раньше эта территория отличалась очень холодным сухим климатом, который вряд ли понравился бы переселенцам из более теплых регионов. Вероятно, причины миграции в такие погодные условия обусловлены как раз тем, что местность была еще не заселена неандертальцами, с которыми вид Homo Sapiens вел борьбу за выживание. Следовательно, в более холодных районах людям не нужно было бороться с конкурентами.

Ученые предполагали, что самые ранние поселения людей были основаны на территории Африки, в районе Сахары 200 тыс. лет назад, а переселяться они стали не ранее 50-60 тыс. лет назад. Самые ранние следы проживания предков современных людей были обнаружены в Австралии. Считается, что они датируются временем, отстоящим от нас на 50 тыс. лет назад.

Неизвестно, откуда пришли переселенцы, проживавшие в деревне Костенки. Не исключено, что их путь лежал из западной Азии, через кавказские горы, между Каспийским и Черным морями. Ранее на раскопках в Костенках были обнаружены человеческие зубы, которым, как считают ученые, 30-40 тыс. лет. Но по ним трудно сказать, какому типу людей они принадлежали.

Были также обнаружены костяные иглы, которыми люди сшивали шкуры, чтобы укрыться от холодной погоды. Камни для орудий труда были привезены на место поселения с расстояния нескольких десятков километров до него. Обнаруженные останки животных позволили предположить, что люди умели хорошо охотиться и в их рацион включались не только зайцы, лисы, птицы и рыба, но и мамонты.