Ударный кратер Тунгусского метеорита мог стать озером

Группа исследователей из Италии под руководством специалиста по морской геологии Лука Гасперини (Luca Gasperini) предлагают искать следы Тунгусского метеорита в озере, которое могло образоваться в ударном кратере, пишет CNews. Результаты работы ученых опубликованы в журнале Terra Nova.

Проведенные ими исследования озера Чеко, расположенного в восьми километрах к северо-северо-западу от научно признанного эпицентра Тунгусской катастрофы, позволяют предположить его ударное происхождение и, соответственно, вероятную связь с событиями 30 июня 1908 года.

В этот день над территорией Восточной Сибири пролетел большой огненный шар, оставивший мощный пылевой след, сохранявшийся в течение нескольких часов. Затем в бассейне реки Подкаменная Тунгуска произошел взрыв, который был слышен на расстоянии свыше 1 тыс. км. Его мощность составила от 12 до 40 мегатонн.

Во многих селениях ощущалось сотрясение почвы и построек, подобное землетрясению, раскалывались оконные стекла, с полок падала домашняя утварь, качались висячие предметы. Многие люди, а также домашние животные были сбиты с ног воздушной волной. В тайге был повален лес на территории 2 тыс. кв км, погибло множество диких животных. Сейсмографы в Иркутске и в ряде мест Западной Европы зарегистрировали сейсмическую волну. В течение нескольких дней, последовавших за этим событием, над всей территорией Европы наблюдались серебристые облака.

По мнению итальянских ученых, крайняя труднодоступность региона не позволяет однозначно сделать вывод о том, существовало ли озеро Чеко до 1908 года, только лишь по картографическим данным. Однако согласно непроверенным свидетельствам местных жителей, до катастрофы озера не существовало. Исследования, проведенные итальянскими учеными на озере Чеко с помощью современного оборудования в рамках экспедиции Tunguska99, показали, что его дно имеет конусообразную форму (максимальная глубина – около 50 м), что может свидетельствовать об его ударном происхождении и плохо согласуется с гипотезой о карстовом его происхождении.

Ударная версия происхождения озера предполагает, что масса метеоритного тела могла составить 1,5х106 кг. В этом случае оно могло являться фрагментом более массивного тела, взорвавшегося на высоте 5-10 км над землей. Возможно также, что образование озера Чеко и Тунгусская аномалия 30 июня 1908 года не связаны друг с другом. Для окончательных ответов на эти вопросы необходимо пробное бурение.