23 июля 2000 года

891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
Для того, чтобы узнать о событиях, которые произошли в интересующий Вас день, выберите дату в календаре.

Для переключения текущего месяца используйте ссылки « Следующий месяц » и « Следующий месяц ».

Было объявлено об открытии очередного спутника Юпитера

Было объявлено об открытии очередного спутника Юпитера, получившего временное название S/1999 J1. Это событие не просто завершило 20-летний период безрезультатных поисков новых спутников у планет Солнечной системы — с него начался настоящий бум в открытии неведомых «лун». Только у Юпитера за прошедшие с того времени годы их было открыто более 40, причем 12 из его новых спутников обнаружили в 2000 году, и сегодня их общее число превысило цифру 63.

Открытие S/1999 J1 было сделано астрономами университета Аризоны и подтверждено обсерваторией Массачусетса. Этот спутник вращается в «обратную» сторону (то есть противоположную движению большинства его собратьев) по эллиптической орбите со средним расстоянием до Юпитера около 24 млн км и периодом обращения — 774 дня. Диаметр нового, 17-го, спутника невелик — всего 5 км. Юпитер иногда называют «мини-Солнечной системой» из-за многочисленных объектов, которые он удерживает своим гравитационным полем. В число этих объектов входят близлежащие «луны» и особый класс отдаленных астероидов, известных как Троянцы, которые расположены в определеннх гравитационно-устойчивых точках и двигаются по его орбите. Самые близкие к Юпитеру спутники — Метида и Адрастея — облетают эту планету-гигант всего за 7 часов, двигаясь со скоростью более 100 тысяч км/ч. Эти два спутника, а также Теба не видны с Земли ни в какой телескоп, поскольку тонут в ярком свечении Юпитера, поэтому их смогли обнаружить лишь благодаря космическим станциям. Неяркие кольца Юпитера также почти не видны с Земли и практически всю информацию об их структуре мы получили от межпланетных аппаратов. Внутренние спутники — Ио, Европа, Ганимед и Каллисто, — открытые Галилеем в 1610 году, а также Амальтея, обнаруженная в 1892 году Эдвардом Барнардом, образовались примерно в одно и то же время в результате процесса, сходного с тем, который породил все планеты. Их орбиты имеют практически круговую форму и лежат в плоскости экватора. Остальные спутники Юпитера являются внешними — они, похоже, «чужаки» в юпитерианском мире и были захвачены этой планетой после образования Солнечной системы. Они имеют вытянутые эллиптические орбиты с достаточно большим наклоном к плоскости экватора и даже порой с обратным вращением. Больше всего данных астрономы, естественно, собрали о галилеевых спутниках Юпитера, хотя интерес к малым формам тоже присутствует. Вообще же спутниковая группировка Юпитера оказалась самой обширной во всей Солнечной системе, и это неудивительно, учитывая массу планеты и близость пояса астероидов. Много нового и интересного ученые надеются узнать в процессе экспедиции к системе Юпитера автоматического атомохода JIMO старт, которого возможно состоится в 2011 году.