Самый щуплый базилозавр: угадаете длину этого мелкого древнего кита?

Ну нет, в дамскую сумочку он бы точно не поместился

13 августа 2023
Самый щуплый базилозавр: угадаете длину этого мелкого древнего кита?
Ahmed Morsi / Hesham Sallam / Mansoura University Vertebrate Paleontology Center; Communications Biology

Недавно ученые идентифицировали новый вид базилозавровых китов и назвали его Tutcetus rayanensis — в честь того самого Тутанхамона. Но примечательно здесь не это. Новоявленный кит оказался не только одним из старейших зарегистрированных представителей семейства из Африки, но и самым маленьким базилозавром из всех известных. Знаете, какой была его длина? Сначала попробуйте угадать.

ТЕСТ
1 / 1

Какой была длина Tutcetus rayanensis?

• 0,75 метра

• 1 метр

• 2,5 метра

• 3,2 метра

Этот миниатюрный базилозавровый кит из эоцена плавал себе в океане Тетис примерно 41 миллион лет назад. Потом, как положено всем динозаврам, вымер, а спустя тысячи и тысячи лет его нашли палеонтологи и сходу окрестили «решающим этапом в эволюции китов, поскольку они перешли с суши в море».

Базилозавриды действительно были полностью водными китами. Как рассказывают исследователи в журнале Communications Biology, они отличались от собратьев обтекаемым телом, сильным хвостом, ластами и хвостовым плавником. Вместе с тем, задние конечности у них были достаточно видны, чтобы распознать в них «ноги». Но для ходьбы базилозавриды их вряд ли использовали.

Окаменелые череп, челюсть, зубы и позвонки Tutcetus rayanensis исследователи нашли в формации Сат-эль-Хадид в египетской Фаюмской впадине. Особь была близка к взрослой жизни, но не достигла полной зрелости, поскольку кости внутри черепа и позвонки срослись, а его постоянные зубы находились на поздней стадии прорезывания — постоянные коренные зубы появились раньше передних премоляров, резцов и зубов. При этом Tutcetus rayanensis удивил палеонтологов своими миниатюрными размерами.

Палеонтологи предполагают, что такие габариты стали ответом на потепление, известное как лютецианский тепловой максимум, произошедшее примерно 42 миллиона лет назад.

У Tutcetus rayanensis есть и дальний родственник — кит-базилозавр Perucetus colossus. И вот его размеры были действительно исполинскими, в отличие от нашего малыша.