Родня с Ларамидии: найден ближайший родственник тираннозавра рекса

Чем он отличается от «короля динозавров»?

15 января 2024
Родня с Ларамидии: найден ближайший родственник тираннозавра рекса

Legion Media

До сих пор тираннозавры были представлены единственным известным видом — Т. rex. При этом оставалось неясным, где и когда именно возникло подсемейство тираннозаврины, включающее тираннозавра и ему подобных: нанотирануса, литронакса и других. Новое исследование команды палеонтологов во главе со специалистами Музея естественной истории и науки Нью-Мексико, вероятно, изменит эти представления.

Авторы открыли новый вид динозавров — ближайших родственников знаменитого Ти-рекса. Tyrannosaurus mcraeensis, очень похожий на собрата, обитал на юге Северной Америки, что может указывать на регион происхождения этих древних рептилий. Результаты представлены в журнале Scientific Reports.

Окаменелый череп динозавра нашли в формации Холл-Лейк в Нью-Мексико и сначала отнесли их к ти-рексу: они соответствовали размерам давно известного хищника мелового периода, который мог достигать 13 метров в длину и веса до 12 тонн. Однако при анализе частей черепа палеонтологи обнаружили множество не сразу заметных, но важных отличий в форме костей этого экземпляра и в том, как они соединяются друг с другом.

«T. mcraeinsis отличается от T. rex формой и сочленением заглазничной, чешуйчатой, зубной, предсуставной, угловой и суставной частей. Признаки, которые диагностируют T. mcraeinsis и отличают его от T. rex, являются относительно тонкими, но, поскольку T. rex известен по нескольким особям, можно показать, что T. mcraeinsis не совпадает ни с одной из индивидуальных вариаций, наблюдаемых у T. rex», — пишут авторы исследования.

Ученые предполагают, что T. Mcraeensis жил на шесть-семь миллионов лет раньше ти-рекса — примерно 71–73 миллиона лет назад, как свидетельствует анализ расположения останков в отложениях на месте. А филогенетическое исследование (выявление эволюционных взаимоотношений) показало, что новый вид, скорее всего, был сестринским по отношению к T. rex, то есть ближайшей родней.

Открытие в Нью-Мексико может прояснить вопрос происхождения этого семейства. На данный момент есть две конкурирующие гипотезы, которые относят появление тираннозавринов либо к Азии, либо к западной части Северной Америки. Новые данные позволяют предположить, что впервые они возникли в южной Ларамидии — островном континенте, протянувшемся 100–66 миллионов лет назад от территории современной Аляски до Мексики.

То, что родственник Ти-рекса эволюционировал там вместе с гигантскими цератопсами, гадрозаврами и титанозаврами, может означать, что эти крупные динозавры развили там свои огромные размеры тела. Так как в той южной фауне Ларамидии им приходилось охотиться на травоядных в разы больше себя.

Почему у тираннозавров были такие короткие передние лапы, мы рассказывали здесь.