Послушайте «воркование» ехидны: раньше считалось, что эти животные не общаются звуками

Немногословные звери заговорили в разгар сезона размножения

29 сентября 2023
Getty Images

У биологов из Университета Кертина (Австралия) появились редкие записи, на которых ехидны не только хрюкают и пыхтят, как обычно, но из общего сипения выделяются звуки, похожие на воркование. До сих пор ученые сильно сомневались в способности этих животных общаться вокализациями: все издаваемые звуки были, скорее, просто фырканьем и дыханием. Новые «трели» удалось обнаружить только во время «брачного сезона». Исследование, опубликованное в Journal of Zoology, предполагает, что они могут быть «словами любви».

Группа ученых наблюдала за дикими австралийскими ехиднами в нацпарке «Дриандра». В том числе животных снимали с помощью ручных микрофонов и камер. По рассказам команды, одну из таких камер оставили без присмотра у входа в пещеру, облюбованную ехиднами. Оборудование при этом продолжало записывать. Когда записи просмотрели, на них, помимо привычных от ехидн хрюканий, пыхтений, сопений, хрипов и вздохов, обнаружились новые для ученых звуки, напоминающие курлыканье птиц или воркование.

Авторы исследования проанализировали все имевшиеся съемки и выяснили, что такие «разговорчики» воспроизводили только взрослые животные и крайне редко, исключительно в периоды размножения. Ехидны при этом могли быть как в одиночестве, так и с другой особью.

Кристин Купер

«Тщательный анализ этих воркующих звуков показал, что ехидны способны к вокализации, что ставит их в один ряд с большинством других млекопитающих в использовании ими акустической коммуникации».

Ученые предполагают, что в переводе с «ехидного», эти звуки могут быть «языком любви», чтобы привлечь противоположный пол и общаться с партнером в период репродуктивной активности. В остальное время ехидны в основном живут поодиночке и в общении не нуждаются.

Новые записи, по словам экспертов, дополнили собранные ранее вокализации других яйцекладущих млекопитающих — утконосов. Вместе они помогут ученым точнее узнать время, когда ранние млекопитающие начали общаться звуками. Если яйцекладущие (однопроходные) тоже могут вокализировать, как и обычные млекопитающие — значит, у этих разных, но родственных, эволюционных линий был общий предок, который уже это умел. И это было около 100–200 миллионов лет назад — еще до отделения яйцекладущих от остальных млекопитающих.

Ранее Vokrugsveta.ru рассказывал, какой не слишком эстетичный способ спасения от жары придумали ехидны.