Парад планет: краткий гид по Солнечной системе

Рассказываем главное о каждой из крупных планет, вращающихся вокруг нашей звезды

8 мая 2024

С древнейших времен люди поднимали глаза к небу и кроме звезд видели на нем ближайшие к Земле планеты Солнечной системы. С тех пор наши знания о небесных телах, вращающихся вокруг Солнца, существенно расширились, но ученым еще предстоит найти ответы на многие вопросы и даже, возможно, найти еще одну планету. А пока Vokrugsveta.ru кратко рассказывает об известных планетах Солнечной системы, перечисляя их поименно в порядке увеличения расстояния от звезды.

Меркурий

Радиус — 2439,7 км
Масса — 3,3⋅1023 кг
Среднее расстояние от Солнца — 57,9 млн км

Парад планет: краткий гид по Солнечной системе

Меркурий на снимке, сделанном аппаратом Messenger

NASA/Johns Hopkins University Applied Physics Laboratory/Carnegie Institution of Washington. Edited version by Papa Lima Whiskey, Public domain, via Wikimedia Commons

Среди всех планет Солнечной системы самой близкой к Солнцу и одновременно самой маленькой является Меркурий. Можно предположить, что его поверхность представляет собой адское пекло. Отчасти это так — средняя дневная температура на поверхности Меркурия составляет 349,9 °C при рекордном значении около 430 °C. Однако ночью на Меркурии «холодает» до -170 °C, а в полярных областях планеты, согласно последним данным, существуют запасы водяного льда.

Поверхность Меркурия похожа на лунную, однако, в отличие от земного спутника, ближайшая к Солнцу планета обладает разреженной атмосферой. Кроме того, Меркурий — самая быстрая планета Солнечной системы. Он успевает совершить оборот вокруг Звезды за 88 земных суток. Неудивительно, что это небесное тело было названо в честь быстроногого древнеримского бога торговли Меркурия.

Венера

Радиус — 6051,8 км
Масса — 4,87⋅1024 кг
Среднее расстояние от Солнца — 108,2 млн км

Радарное изображение поверхности Венеры

NASA/JPL, Public domain, via Wikimedia Commons

Вторая планета от Солнца, названная в честь древнеримской богини любви, относится к планетам земной группы и по размерам почти идентична Земле, однако в остальном максимально не похожа на нашу родную планету.

Атмосфера Венеры, состоящая из углекислого газа на 96,5%, отличается большой плотностью: атмосферное давление на Венере в 95 раз превышает земное и сравнимо с давлением воды на глубине 900 метров. Венерианское небо плотно укутано облаками из серной кислоты. В таких условиях средняя температура поверхности планеты достигает 462 °C. Таким образом, именно Венера — самая жаркая из планет Солнечной системы.

Примечательно, что, в отличие от Земли и других планет Солнечной системы, Венера вращается не по часовой, а против часовой стрелки. Продолжительность венерианского года составляет около 225 земных дней.

Земля

Радиус — 6371 км
Масса — 5,9736⋅1024 кг
Среднее расстояние от Солнца — 149,6 млн км

Парад планет: краткий гид по Солнечной системе

Земля на фотографии, сделанной российским гидрометеорологическим спутником «Арктика-М» № 2

Роскосмос

Земля — самая плотная из всех планет Солнечной системы и единственная, на которой существует разумная жизнь, хотя ученые пока не исключают возможности существования живых организмов на других планетах нашей звездной системы в прошлом или настоящем.

Землю, 70% поверхности которой покрывают океаны, можно назвать по-настоящему уникальной планетой. Оптимальное расположение по отношению к Солнцу, наличие крупного спутника — Луны, а также магнитное поле и озоновый слой в атмосфере делают Землю идеальным местом для жизни.

Марс

Радиус — 3389,5 км
Масса — 6,4171⋅1023 кг
Среднее расстояние от Солнца — 227,9 млн км

Парад планет: краткий гид по Солнечной системе

Марс на снимке, сделанном космическим аппаратом «Розетта»

ESA & MPS for OSIRIS Team MPS/UPD/LAM/IAA/RSSD/INTA/UPM/DASP/IDA, CC BY-SA 3.0 IGO, via Wikimedia Commons

Еще в начале XX века многие астрономы, не говоря уже о писателях-фантастах, допускали существование на Марсе, названном в честь римского бога войны, высокоразвитой цивилизации. Увы, за минувшее столетие признаков каких-либо живых организмов на Марсе найти не удалось. Однако марсоходы и другие исследовательские аппараты подтвердили предположения о том, что в прошлом на Марсе существовали реки и океаны, в которых могла зародиться жизнь.

Масса Марса почти в 10 раз меньше земной, год здесь длится 687 земных суток, а средняя температура на поверхности планеты составляет -63 °C. Марс обладает слабым магнитным полем и сильно разреженной атмосферой, состоящей преимущественно из углекислого газа. На Марсе есть крупные кратеры, пустыни, покрытые льдом полярные шапки и даже потухшие вулканы, к которым относится 26-километровый Олимп — самая высокая гора на всех планетах Солнечной системы.

На сегодняшний день Марс — самая изученная после Земли планета нашей звездной системы. Именно с Марса, по мнению некоторых ученых, футурологов и предпринимателей, человечеству предстоит начать экспансию за пределы Земли.

Юпитер

Радиус — 69 911 км
Масса — 1,8986⋅1027 кг
Среднее расстояние от Солнца — 778,5 млн км

Парад планет: краткий гид по Солнечной системе

Так выглядит Юпитер на снимке, сделанном космическим телескопом «Джеймс Уэбб»

NASA, ESA, CSA, Jupiter ERS Team; image processing by Judy Schmidt

Самая большая планета Солнечной системы носит имя верховного древнеримского бога и поражает своими гигантскими размерами. Если бы Юпитер был полым, то в нем можно было бы разместить 1000 таких планет, как Земля. При этом масса Юпитера превышает земную «всего» в 315 раз. Дело в том, что он является газовым гигантом, поэтому плотность его поверхности крайне невелика. При этом мощная гравитация Юпитера обеспечивает Земле и другим планетам земной группы неплохую защиту от столкновения с крупными астероидами и кометами.

Огромные размеры не мешают Юпитеру совершать оборот вокруг своей оси за 9 часов 50 минут у экватора, что гораздо быстрее вращения любой планеты в Солнечной системе. А вот оборот вокруг Солнца планета совершает примерно за 12 земных лет. По меньшей мере несколько веков в атмосфере Юпитера бушует вихрь колоссальных размеров, получивший название Большое красное пятно — скорость ветра в нем достигает 432 км/ч.

На сегодняшний день известно о существовании у Юпитера 95 спутников, крупнейшие из которых (Ио, Каллисто, Европа и Ганимед) превосходят по размерам Меркурий. При этом Ио является вулканически активным небесным телом, а на Европе, под толстым слоем льда, существует жидкий океан.

Сатурн

Радиус — 58 232 км
Масса — 5,6846⋅1026 кг
Среднее расстояние от Солнца — 1,43 млрд км

Парад планет: краткий гид по Солнечной системе

Таким Сатурн увидел «Джеймс Уэбб»

NASA, ESA, CSA, Matthew Tiscareno, Matthew Hedman, Maryame El Moutamid, Mark Showalter, Leigh Fletcher, Heidi Hammel

Носящий имя римского бога земледелия Сатурн — вторая по величине планета в Солнечной системе. Его масса в 95,2 раза больше земной, но плотность — намного ниже, ведь Сатурн, как и Юпитер, относится к газовым гигантам и состоит из водорода и гелия, а также небольшого количества аммиака, метана, воды. Год на этой планете длится более 29 земных лет.

В атмосфере Сатурна бушуют ураганные ветры, скорость которых достигает 1800 км/час. Есть также оспариваемая некоторыми учеными теория, что на планете и на соседнем Юпитере могут идти дожди из алмазов, образующихся из молекул метана, подвергшихся воздействию огромного давления и высоких температур.

Сатурн знаменит своими кольцами, состоящими из миллиардов маленьких кусочков льда и камня, и является рекордсменом Солнечной системы по числу спутников — сегодня астрономам известны 146 спутников Сатурна. Крупнейшим из них является Титан — этот спутник обладает плотной атмосферой, а на его поверхности существуют реки и другие водоемы, заполненные жидкими углеводородами.

Уран

Радиус — 25 362 км
Масса — 8,6813⋅1025 кг
Среднее расстояние от Солнца — 2,9 млрд км

Парад планет: краткий гид по Солнечной системе

Уран на снимке «Джеймса Уэбба»

NASA, ESA, CSA, STScI. Image processing: J. DePasquale (STScI)

Сложно отыскать в Солнечной системе более холодное место, чем Уран, названный в честь греческого бога неба. Температура на этой планете опускается до -224 °C. Ученые полагают, что Уран состоит из небольшого каменного ядра, ледяной оболочки из замерзших воды, аммиака и метана, а также атмосферы из водорода и гелия. Уран и соседний Нептун часто называют ледяными гигантами — по размерам и массе эти две планеты находятся между газовыми гигантами и планетами земной группы.

Уран имеет 27 небольших спутников и кольца, которые, правда, выглядят не так эффектно как кольца Сатурна. К числу уникальных особенностей Урана относится наклон его оси вращения в 98° — планета движется по орбите, «лежа на боку». Этот факт ученые объясняют тем, что в далеком прошлом ледяной гигант столкнулся с каким-то другим крупным небесным телом. Год на Уране длится 84 земных.

Нептун

Радиус — 24 622 км
Масса — 1,02409⋅1026 кг
Среднее расстояние от Солнца — 4,5 млрд км

Парад планет: краткий гид по Солнечной системе

В 1989 году Нептун сфотографировал аппарат «Вояджер-2»

NASA / Voyager 2 / PDS / OPUS / Ardenau4, CC0, via Wikimedia Commons

Нептун — самая дальняя от Солнца планета на сегодняшний день. Его открыли в 1846 году и назвали в честь римского бога морей. По составу он напоминает Уран и также относится к группе ледяных гигантов. Верхние слои нептунианской атмосферы, почти полностью состоящей из водорода и гелия, по некоторым данным, охлаждаются до -220 °С.

Год на Нептуне длится 165 земных лет — лишь немногим больше прошло с момента открытия планеты. На сегодняшний день известно о 16 спутниках Нептуна — половину из них обнаружили только в XXI веке.

Тайна девятой планеты

В начале 1930 года молодой американский астроном Клайд Томбо обнаружил в Солнечной системе новую планету, расположенную дальше Нептуна и почти вдвое уступающую по размеру Меркурию. Вскоре его открытие признали официально, а небесное тело назвали Плутоном — в честь римского бога загробного мира. Плутон оставался девятой планетой Солнечной системы до 24 августа 2006 года, когда Международный астрономический союз (МАС) официально принял решение о его «разжаловании» в карликовую планету.

Детальные снимки Плутона в 2015 году сделал американский аппарат New Horizons

NASA/Johns Hopkins University Applied Physics Laboratory/Southwest Research Institute

Однако многие астрофизики полагают, что вокруг Солнца вращается неизвестная и довольно крупная «планета X», которая оказывает гравитационное воздействие на другие небесные тела. Поиски этой загадочной планеты в космическом пространстве ведутся уже много лет и могут увенчаться успехом в самое ближайшее время.