У всех случаются дни, когда кажется, что жизнь лишена смысла. В такие моменты нас покидает радость и охватывает тревога. Но свет можно найти даже в самые темные времена. Доказательством тому служит история французского путешественника Гвенаэля Бретона, который, устав от прежней жизни, решился на кругосветное путешествие. В 2021 году он проехал по России с запада на восток на самодельном велосипеде, а сейчас пересекает Тихий океан на весельной лодке. О своем путешествии и его важных целях Гвенаэль рассказал в интервью «Вокруг света».
Вы — бывший военный. Расскажите немного о себе и о том, что сподвигло вас решиться на кругосветное путешествие.
— Я служил в специальном подразделении вооруженных сил Франции и участвовал в антитеррористических операциях. За 22 года службы я часто сталкивался со смертью, человеческим горем и злом — я видел раненых товарищей, видел погибших, видел очень подлых и злых людей. Все это заставило меня разочароваться в жизни. Я был в глубокой депрессии. Выйдя на пенсию, я решил воплотить в жизнь свою мечту — совершить кругосветку.
Это путешествие — восстановление смысла моей жизни, поэтому это спасение для меня. Но также я хочу передать эту надежду тем, кто находится в отчаянии и потерял веру во всё хорошее. То, что я задумал, кажется невозможным. Но я уже проехал на велосипеде 10 000 км через всю Россию зимой и не собираюсь останавливаться. Преодолевая свой путь, я доказываю, что человек способен пережить самые тяжелые времена, даже если это кажется невозможным. Я посвящаю свою кругосветку всем, кто страдает от какого-либо травмирующего опыта.
«Русским людям знакома сердечность и взаимопомощь»
Вы упомянули про свой путь по России. Какие впечатления вы получили о нашей стране?
— В 2021 году я проехал от Грузии до Южной Кореи, основная часть пути проходила по Сибири. Мое самое прекрасное воспоминание из этого путешествия связано с Читой. На пути у меня сломался мой велосипед, и меня приютили на целых пять дней сотрудники спасательной службы Забайкальского края, чтобы я мог починить свой транспорт.
Есть еще один случай, который меня тронул. Однажды я встретил старушку на обочине дороги, она продавала пирожки и бутерброды. Я был весь мокрый и замерзший, и она хотела меня накормить, хотя это был совершенно незнакомый для меня человек! Эта бабушка не хотела меня отпускать: переживала, что меня съедят медведи или я замерзну насмерть, чуть не плакала, так сильно она волновалась обо мне. Я понял, что русские люди очень отзывчивые и гостеприимные, за все долгие месяцы моего пути у меня были только приятные встречи. Русским людям знакома сердечность и взаимопомощь, особенно по отношению к тем, кто находится в бедственном положении.
А как вы общались, не зная языка? Ведь россиян, владеющих французским, на вашем пути, наверное, было не очень много…
— Языковой барьер не был большой преградой для нашей коммуникации. Я хочу сказать, что вообще не было необходимости много говорить. Можно общаться жестами, с их помощью я понимал окружающих в России. Также я использовал переводчик на телефоне.
Насколько тяжелым выдалось ваше путешествие по России? Не возникало ли по пути желание всё бросить и вернуться домой?
— Мне было очень холодно. Температура опускалась до -32 °C, а мне порой приходилось спать на улице в своем велосипеде, который может трансформироваться в кровать. Из-за морозов часто возникали проблемы с велосипедом, а так как он полностью самодельный, просто купить запчасти к нему было нельзя. Приходилось как-то выкручиваться… Часто мне было очень страшно на трассе, когда вплотную к моему велосипеду на большой скорости проносились грузовики.
— По пути у меня действительно было много проблем, но я не собирался останавливаться. Это ведь приключение, не так ли? Было бы неинтересно, если бы всё было гладко. Да и проблемы каждый раз сводили меня с людьми, которые готовы были помочь, поделиться человеческим теплом и радушием.
«Планирую пересечь Тихий океан за пять месяцев»
То, что вы сделали, — поразительно! Но это был всего лишь первый этап вашего пути. Сейчас вам предстоит пересечь Тихий океан на лодке, добравшись из Южной Кореи до США. Расскажите, что это за транспорт?
— Это специальная весельная лодка без мотора для экстремальных путешествий. Я купил ее у человека, который уже пересекал на ней Атлантику. Она может превращаться в герметичную капсулу в случае непогоды. Всего таких лодок в мире 30 штук. Точно не знаю, кто ее создал, кажется, это был французский инженер из Airbus — кто-то, кто изначально строил самолеты. Моя была построена последней, но я, конечно же, доработал ее для своего пути из корейского города Пусан до Сан-Франциско.
Трудно представить, как можно выжить на лодке в открытом океане. Так ли это опасно, как кажется?
— Конечно, это опасно, но моя лодка предназначена для того, чтобы пересекать на ней большие дистанции по воде. Она не может затонуть, а я хорошо подготовился. Например, сделал запас сухпайков, взял снаряжение для рыбалки и, что самое главное, установил опреснитель морской воды. Я готов пойти на все трудности, ведь тогда я стану первым человеком в мире, кто преодолеет такой маршрут.
Первым человеком, которые доплыл на весельной лодке из Южной Кореи в США?
— Да. Однажды два человека проделывали подобное, но они плыли из Японии. У меня есть опыт: в 2017 году на этой лодке я пересек Атлантику из Сенегала в Гайану. На этот раз — маршрут от Южной Кореи до Сан-Франциско. Никто никогда этого не делал.
И сколько времени вы будете грести до берегов Калифорнии?
— Планирую потратить на это пять месяцев. В идеале — выполнить весь этот путь без остановок на суше.
Почти полгода! А как же вы будете спать и есть ли гарантии, что лодка не перевернется?
— Спать я буду только в условиях хорошей погоды и попутного течения. Также мне придется просыпаться каждый час, чтобы корректировать курс. Что касается опрокидывания моей лодки, то она возвращается на место сама по себе. Даже предпочтительнее, чтобы это произошло, пока я сплю.
«Я живу своей мечтой»
Какие еще риски поджидают путешественников в океане?
— Штормы — далеко не самая главная опасность, как может показаться. Например, мне нужно будет обойти Японию с юга. А там много островов, рядом с которыми можно потерпеть крушение или сесть на мель. Еще страшнее в моем случае — получить травму, ведь никто не сможет прийти мне на выручку. Надеюсь, я справлюсь. Мне кажется, самые большие опасности подстерегают нас на земле. Когда ты прыгаешь с парашютом и находишься в воздухе, с тобой ничего не случится, пока ты не коснешься земли. Посреди океана я ощущаю нечто подобное.
Но ведь с вами могут произойти разные несчастные случаи. Не боитесь ли вы этого?
— Конечно, я немного боюсь. Но у меня большой опыт службы в спецназе, где я проходил сложнейшие курсы выживания и был спортсменом высочайшего уровня. Я физически готов к трудным испытаниям на силу и выносливость. Я проанализировал все нюансы, подготовил много запасных планов и сделал всё так, чтобы удвоить или утроить свои шансы доплыть. Однако я понимаю, что риск есть всегда.
Получается, после ухода из армии вы снова подвергаете себя опасности?
— Да, но я рискую ради ценностей, которые даже более важны, чем просто интересы страны. Вот почему я мотивирован: мое путешествие — это послание о том, что наша жизнь, какой бы она ни была, стоит того, чтобы радоваться ей. И попытка доказать это стоит того, чтобы рискнуть. Я живу своей мечтой, она дарит мне силы, а ее воплощение может пробудить в других людях любовь к жизни. И это мой девиз: ничего, кроме счастья!
«Все испытания учат нас бороться, чтобы быть счастливым»
Если не секрет, дорого ли вам обходится ваше путешествие? Есть ли у вас спонсоры, помогающие с финансированием?
— Мне помогает ассоциация Gueules cassées (франц. «Разбитые лица». — Прим. Vokrugsveta.ru), объединяющая военных, получивших ранения. Я имею к ней отношение: несколько лет назад я разбился во время прыжка с парашютом и сломал четыре позвонка. Теперь я являюсь послом этой прекрасной ассоциации, а она мне помогает. Также я получаю армейскую пенсию. Эти средства дают мне возможность путешествовать.
Какой совет вы дали бы людям, которые в силу разных причин утратили смысл жизни?
— Нужно стараться находить в жизни хорошее и никогда не сдаваться. Я выбрал сложный путь, но преодолеваемые трудности помогают нам радоваться простым вещам. Во время путешествия я буду испытывать голод и жажду, но в итоге смогу наслаждаться едой и водой в сто раз больше обычного. Все испытания учат нас бороться. Бороться, чтобы быть счастливым, а жизнь — это не что иное, как счастье.
И последнее: главная битва — это битва не с другими, не с теми, кто причинил нам вред. Это битва с самим собой, и смысл ее заключается в том, чтобы быть позитивным даже в самые мрачные времена.
Фото предоставлены героем публикации, если не указано иное