Нежелательный сосед: как большого баклана выживают с берегов Байкала

Восстановить историческую справедливость в отношении одного из типичных байкальских видов помогает работа экологов

3 октября 2023

На озере Байкал история жизни больших бакланов довольно драматична. В прошлом они были здесь обычными гнездящимися и перелетными птицами. Однако в двадцатом веке их численность снизилась настолько, что можно было говорить об исчезновении этого вида на Байкале. Теперь же, когда популяция баклана успешно восстанавливается, это по душе далеко не всем.

Зоосправка

Большой баклан (Phalacrocorax carbo)

Класс: птицы
Отряд: олушеобразные
Семейство: баклановые
Род: бакланы

Птицы средних или крупных размеров (с утку или гуся). В семействе 26 видов, которые отличаются друг от друга размерами и деталями окраски. В Сибири встречается только один вид — большой баклан.

Эти птицы обитают на побережьях океанов и морей, встречаются везде, кроме Южной Америки и Антарктиды. На озеро Байкал и водоёмы его бассейна прилетают в основном в начале апреля, а улетают на зимовку в конце сентября — первой половине октября.

Обреченные исчезнуть

Ещё 200-250 лет назад бакланы встречались на Байкале огромными стаями. Но XX век оказался для этого вида роковым. Первым толчком к сокращению огромной популяции стала Великая Отечественная война. Голод вынудил людей собирать яйца и поедать птенцов, консервировать их мясо для отправки на фронт. А когда практическая необходимость в бакланах отпала, отношение к птицам изменилось кардинально: их объявили «врагами», так как они якобы поедали ценную промысловую рыбу (омуля, ленка, хариуса).

Тогда началось настоящее истребление: сбор яиц, уничтожение птенцов, отстрел взрослых птиц. Спустя некоторое время численность вида катастрофически снизилась, и ученые занесли его в Красную книгу Республики Бурятия как исчезнувший вид.

Птичьи базары в Чивыркуйском заливе

Алексей Сватов

Помимо человека, по мнению ученых, на исчезновение птиц с Байкала повлияло также снижение запаса рыбы: подъем уровня воды после возведения Иркутской ГЭС привел к сокращению количества бычков, которые составляют основу рациона баклана на озере.

Исчезновение произошло так стремительно, что биология и экология этого вида на Байкале остались малоизученными. В силу высокой численности бакланов, никто не торопился с их изучением… Ведь, судя по всему, это был один из фоновых видов на побережье Байкала. Об этом свидетельствуют, например, сохранившиеся исторические названия мысов и островов: Бакланий, Бакланий камешек и другие.

Непростительная конкуренция

Люди забыли про бакланов, а птицы начали работать над восстановлением своей обедневшей популяции. И им это удалось! В начале нынешнего века они снова появились на берегах Байкала (в числе причин ученые называют, в частности, последствия долговременной засухи в Забайкалье). На сегодняшний день это обычный многочисленный вид.

Нежелательный сосед: как большого баклана выживают с берегов Байкала

На байкальских берегах и островах бакланы строят гнезда на лиственницах, соснах и кедрах, а по берегам рек и проток — преимущественно на березах и древовидных ивах, на высоте 3-15 метров

Алексей Сватов

Как рыбоядная, стайная птица, заметная в угодьях, большой баклан у многих местных жителей (преимущественно — рыбаков) продолжает вызывать неприязнь на правах «пищевого конкурента». В 2023 году, несмотря на исторические прецеденты, Бурприроднадзор объявил о решении регулирования численности птицы искусственным путём. Запланированные три тысячи особей решили отстрелять там, где сосредоточено наибольшее количество гнездовых колоний: в Баргузинском, Кабанском, Северо-Байкальском, Прибайкальском и Селенгинском районах.

О том, к какому результату это может привести, говорить пока рано. Отметим сразу, что об отстреле баклана на особо охраняемой природной территории речи не идет — на территории с подобным статусом и режимом охраны подобные действия запрещены.

Нежелательный сосед: как большого баклана выживают с берегов Байкала

Ученые ведут мониторинг бакланьих гнезд

Алексей Сватов

Защищая честь птицы, ученые и орнитологи продолжают исследовать ее экосистемную роль и значение в природе. В суровых условиях байкальского региона делать это непросто с учетом слабой изученности биологических и экологических особенностей вида. Необходимо продолжать углубленное изучение большого баклана как значимого звена в водных и околоводных экосистемах озера Байкал. Одна из задач — долговременный мониторинг численности и распределения большого баклана в регионе.

Узнать ближе

В Забайкальском национальном парке, подведомственной ФГБУ «Заповедное Подлеморье» территории, учет большого баклана ведется ежегодно по специальной методике. Эта работа лежит на плечах сотрудников отдела науки — комплексно они ведут визуальный учет на острове Малый Кылтыгей (или Голый) в Чивыркуйском заливе Байкала, где обитает самая крупная на территории национального парка гнездовая колония птиц, а также и в других колониях, расположенных в Чивыркуйском заливе.

При проведении учетов гнездящихся больших бакланов на скалистых берегах и утесах, помимо прямого подсчета, применяется фотосъемка крупных колоний с последующим вычислением количества гнездовых пар.

Нежелательный сосед: как большого баклана выживают с берегов Байкала

Пара гнездящихся бакланов. Местные жители нередко называют баклана черным гусем, поскольку взрослые птицы почти черного цвета

Алексей Сватов

Количество гнездящихся птиц определяется путем подсчета заселенных гнезд. Каждое гнездо соответствует одной паре взрослых птиц. Одновременно с подсчетом заселенных гнезд проводится сбор информации о количестве птенцов, а при раннем учете — количестве яиц в гнездах большого баклана для последующего определения средней величины количества птенцов в колонии. Кроме того, проводятся учеты неполовозрелой и не принимающей участия в размножении части популяции бакланов, обитающих в Чивыркуйском заливе.

В 2023 году, согласно обработанным результатам проведенных учетов, на островах Чивыркуйского залива загнездилось около 3400-3500 пар бакланов. А негнездящаяся часть местной популяции составила, как и в прежние годы, около 2500 особей.

Нежелательный сосед: как большого баклана выживают с берегов Байкала

Самка откладывает 3-6, а чаще 4 бледно-голубых или зеленоватых яйца с интервалом до 2-3 дней. Затем в течение 28-30 дней родители по очереди насиживают кладку

Алексей Сватов

Вокруг факта присутствия больших бакланов на Байкале витает много мифов, которые регулярно множатся и вводят в заблуждение как приезжающих туристов, так и местных жителей. Чтобы как можно больше людей знало правдивые факты о бакланах, сотрудники отдела экологического просвещения «Заповедного Подлеморья» открыли новый информационный центр под названием «Мир удивительной птицы». В нем мы делимся только научно доказанной информацией о большом баклане. Уверены, что многолетняя работа в этом направлении и внимание экопросветителей к этой теме дадут положительные результаты.

Пресс-служба ФГБУ «Заповедное Подлеморье»