Найдена планета, которая должна была погибнуть, но выжила. Это значит, что у нас есть шанс

Далекую Халлу должно было поглотить ее гибнущее солнце

30 июня 2023
W. M. Keck Observatory / Adam Makarenko via scitechdaily.com

Примерно через пять миллиардов лет, как говорят ученые, наше стареющее Солнце израсходует весь водород в своем ядре и увеличится в сто раз, что должно привести к поглощению Меркурия, Венеры и, вероятно, Земли тоже. Солнце просто окутает планеты собой, после чего немного сожмется обратно и продолжит догорать еще пару десятков миллионов лет, но уже без нас. Аналогичная судьба ждет планеты во всех подобных системах. Однако астрономы Института астрономии Гавайского университета на днях заявили, что надежда у наших планет еще есть: они обнаружили экзопланету, которая пережила расширение своего солнца.

В новом исследовании, опубликованном в Nature, международная команда экспертов пытается объяснить, почему планета 8 Ursae Minoris b еще жива.

8 UMi b, похожую на Юпитер, впервые «рассмотрели» корейские астрономы в 2015 году, используя метод допплеровского колебания. Она вращалась вокруг гигантской красной звезды на расстоянии всего 0,46 АЕ (менее половины расстояния от Солнца до Земли). Планету назвали Халла, а звезду Пэкду — в честь самых высоких гор на Корейском полуострове.

Дополнительные исследования с использованием двух обсерваторий на Гавайях и наблюдений за системой со спутника NASA TESS показали, что Пэкду сжигает внутри себя гелий. Это означает, что она уже пережила истощение водорода и сильное расширение, при котором должна была поглотить Халлу прежде, чем сжаться обратно до своих нынешних размеров. По расчетам, расширение звезды в полтора раза превысило расстояние до планеты. Однако Халла все еще существует.

«В совокупности все наблюдения подтвердили существование планеты, оставив нас перед непреодолимым вопросом о том, как она на самом деле выжила», — недоумевает Дэниел Хубер, доцент Института астрономии Гавайского университета.

Почему эта планета не погибла? Три версии астрономов

«Переехала» поближе к звезде

По словам астрономов, Халла похожа на «теплые или горячие планеты, наподобие Юпитера». Считается, что такие начинали вращаться вокруг своих звезд по более широким орбитам, но затем переместились ближе. Против этой теории говорят короткий срок жизни догорающих гигантов и почти круглая 93-дневная орбита 8 UMi b, которая была стабильна долгое время.

Реальный Татуин

Вторая версия сравнивает Халлу уже с другой планетой, не существующим в реальности знаменитым Татуином из «Звездных войн», который вращался вокруг двух солнц.

Астрономы предположили, что Пэкду могла быть изначально не одна, по мере старения и расширения она слилась со своей второй звездой. Это событие могло помешать им обеим расшириться достаточно, чтобы поглотить планету.

Дитя двух солнц

В третьем сценарии также фигурирует двойная система звезд, в которой Халла — новорожденная планета, возникшая в результате сильного столкновения солнц при их слиянии и образовании газового облака. То есть 8 UMi b не переживала расширения, а сформировалась как планета второго поколения уже после него и благодаря ему.