Мужики, айда по ягоды! Ученые опровергли один из главных стереотипов о мужчинах и женщинах

И чье тогда, получается, место на кухне?

29 июня 2023
Midjourney

Всем нам привычно такое распределение ролей между древними мужчинами и женщинами: он — охотник, она — хранительница очага. Но, кажется, нет такого убеждения, которое не могли бы опровергнуть ученые.

Чтобы выяснить, какую все-таки роль исполняла женщина в прошлом — домохозяйки или добытчицы — ученые из Тихоокеанского университета Сиэтла проанализировали исследования последнего столетия, в которых говорилось о сообществах собирателей по всему миру. По их признанию, они ожидали узнать, что женщины охотились от случая к случаю, но результаты показали обратное: женщины охотились в 79% обществ. Причем целенаправленно и независимо от того, были у них дети или нет.

Анализ, опубликованный в журнале Plos One, также показал, что женщины чаще всего охотились на крупную дичь и активно обучали охоте других. Кроме того, по сравнению с мужчинами их арсенал оказался богаче, а стратегии — более разнообразными.

В качестве примера исследователи привели филиппинских женщин агта. Пока мужчины использовали преимущественно лук и стрелы, агта выбирали оружие на свой вкус — кто-то пользовался исключительно ножами, кто-то луком, а некоторые — и тем, и другим. Помимо прочего, выяснилось, что некоторые женщины охотились с собаками.

По словам команды, результаты еще раз подтверждают идею о том, что женщины умеют охотиться и играют важную роль в практике многих сообществ собирателей. Кроме того, ученые обращают внимание на то, что стереотипы во многом повлияли на более ранние археологические исследования, когда ученым и в голову не приходило считать орудиями охоты захороненные вместе с женщинами предметы.

Например, в 2017 году в Швеции обнаружили останки человека с оружием и снаряжением, которым мог бы обладать высокопоставленный воин. У исследователей тогда не возникло сомнений, что это мужчина. Но после геномного анализа оказалось, что это женщина.

Теперь ученые призывают коллег переоценить старые археологические свидетельства и забыть стереотип о том, что мужчины — всегда охотники, а женщины — исключительно собиратели. И это они еще не знают про 7 возмутительных фраз Александра Пушкина о женщинах, которые предпочитают не вспоминать.