Луна, подожди! Спутник медленно отдаляется от Земли уже 2,5 млрд лет. Как ученые это поняли?

Чтобы измерить расстояние до Луны, нужно смотреть не на небо, а под ноги

12 октября 2022
Луна над Останкино
Valery Voennyy / Alamy

2,5 миллиарда лет тому назад Луна была на 60 тысяч километров ближе к Земле, чем сейчас, а земные сутки длились не 24, а всего около 17 часов. К такому выводу пришли ученые из Утрехтского и Женевского университетов, статья которых опубликована в журнале PNAS.

О том, что спутник медленно удаляется от Земли, было известно и прежде. Еще в 1969-м американские астронавты установили в Море Спокойствия систему отражающих панелей. Анализ полученных с помощью этой системы данных показал, что расстояние между Луной и Землей увеличивается приблизительно на 3,8 сантиметра в год.

Если спроецировать нынешнюю скорость рецессии (удаления) Луны в прошлое, получится, что около полутора миллиардов лет назад Земля и ее спутник должны были столкнуться. Однако, если учесть, что возраст Луны — 4,5 миллиарда лет, такое событие представляется невозможным, приводит слова ученых The Conversation.

Ученые обратили внимание на древние осадочные отложения в ущелье Джоффри (Австралия) возрастом 2,5 миллиарда лет. Скалы в ущелье сложены из ритмично чередующихся слоев — насыщенные железом и кремнием красно-коричневые полосы сменяются более тонкими слоями темно-коричневого, белого, красного и серо-голубого цветов.

Еще в 1972-м геолог Алек Трендалл, изучавший эти скалы, предположил, что цикличность отражает изменения климата планеты в древности, связанные с так называемыми циклами Миланковича. Речь идет о том, как небольшие периодические изменения в форме земной орбиты и ориентации земной оси влияют на распределение солнечного излучения по поверхности Земли, и, соответственно, на климат.

Один из трех циклов Миланковича — лунно-солнечная прецессия, то есть изменение ориентации оси вращения Земли. Наша планета, как волчок, слегка колеблется при вращении вокруг своей оси под влиянием солнечной и лунной гравитации, меняя наклон и совершая круговое движение.

На длительность цикла непосредственно влияет расстояние между Землей и Луной. Сейчас продолжительность этого цикла составляет почти 26 тысяч лет, но в прошлом, когда Луна была ближе к Земле, земная ось могла совершать полный оборот быстрее.

Геологи проанализировали циклы смены слоев в австралийских полосчатых кварцитах. Оказалось, что один и тот же сценарий повторяется с интервалом в 10 сантиметров, что эквивалентно временному периоду примерно в 11 тысяч лет. Значит, именно столько составлял цикл прецессии в те времена.

На основании этих данных ученые вычислили: расстояние между Луной и Землей 2,5 миллиарда лет тому назад было на 60 тысяч километров меньше. Пока научных данных недостаточно, чтобы понять, почему Луна удаляется от Земли и продолжится ли это дальше. Ученые рассчитывают, что ответы на эти вопросы они найдут, изучая древнюю геологию Земли.