Кто заразил раком мидий Баренцева моря? Расследование российских экологов

Ученые выяснили, откуда и как болезнь попала в Кольский залив

29 октября 2023

Петр Стрелков / пресс-служба Российского научного фонда

Биологи из Санкт-Петербургского государственного университета, изучавшие популяции мидий у побережья Кольского полуострова, обнаружили, что часть моллюсков болеет трансмиссивным, то есть заразным, раком. Это смертельное для мидий заболевание, которое быстро распространяется и может вызвать эпидемию. Ученые выяснили, кто завез рак в Кольский залив. Исследование, поддержанное Президентским грантом РНФ, опубликовано в журнале Molecular Ecology.

В отличие от онкологических заболеваний людей, у некоторых видов животных существуют формы заразного рака, который может передаваться от больной особи к здоровым. В том числе — у собак, некоторых сумчатых и двустворчатых моллюсков. Для последних заражение происходит легче всего, так как вода переносит раковые клетки от зараженного организма, сначала они попадают в гемолимфу (жидкость, которая циркулирует в межклеточном пространстве и сосудах этих животных), а из нее уже во все ткани.

Ирина Долганова / пресс-служба Российского научного фонда

В ходе работ в Кольском заливе в 2019–2022 годах команда ученых отобрала для исследования около 1400 тихоокеанских мидий с 15 разных участков. Эксперты проанализировали гемолимфу моллюсков с помощью цитометрии и молекулярно-генетических методов. Расшифровка ДНК выявила у 0,37% кольских мидий наличие трансмиссивного рака двустворчатых моллюсков.

Авторы также смогли определить его происхождение, сравнив генотипы рака с данными о подобном заболевании в популяциях мидий в Атлантике и Тихом океане. Все штаммы онкологии, найденной у побережья Мурманска, оказались родственными штаммам с севера Тихого океана.

По выводам экспертов, в Баренцево море они могли попасть только по Северному морскому пути вместе с судами, которые заходят в Кольский залив. На их днище путешествуют мидии, больные раком.

<p><a target="_blank" rel="noopener nofollow" href="https://pureportal.spbu.ru/ru/persons/--%287ecd4e03-e86d-4af1-8dec-2c4be08a8aba%29.html">Мария Сказина</a></p>

«Сейчас распространенность этого заболевания в Кольском заливе в 10 раз ниже, чем в Тихом океане, но есть риск увеличения масштаба».

«Необходим постоянный мониторинг состояния здоровья промышленно важных моллюсков в морях у побережья России, чтобы предотвратить потенциальные эпидемии», — подчеркивает Мария Сказина.

Авторы планируют продолжить мониторинг трансмиссивного рака и проводить его не только среди популяций мидий, но также обследовать другие виды моллюсков в российских морях.

Петр Стрелков / пресс-служба Российского научного фонда

Многие виды моллюсков, как мидии, устрицы и гребешки, являются хозяйственно значимым: их специально выращивают на фермах в промышленных масштабах для употребления в пищу. В случае эпидемий заразного рака он нанесет ущерб как диким популяциям и промыслу, так и предприятиям. Все больные особи непригодны для еды и быстро погибают.

Авторы отмечают, что до сих пор неизвестно, насколько эта форма рака распространена в морях Западной Европы и России. А чтобы диагностика проводилась быстрее и эффективнее, необходима разработка экспресс-методов тестирования.

Ранее биологи выяснили, почему мидии брызгаются водой.