Хозяин Арктики: 10 самых неожиданных фактов о белом медведе

В последние годы из-за изменений климата в Арктике растет число встреч белых медведей и людей, что может обернуться угрозой здоровью и жизни обоих. Море все позже покрывается льдом зимой и все раньше очищается. Это вынуждает медведей проводить на берегу больше времени и выходить к населенным пунктам в поисках пищи.

Чтобы помогать людям и медведям мирно сосуществовать, в некоторых арктических поселках работает «Медвежий патруль» — группы волонтеров, которые отгоняют белых медведей от населенных пунктов и защищают их от браконьеров. И с каждым годом эта работа становиться все более востребованной.

Делимся с вами 10 самыми неожиданными фактами о белом медведе.

• Белый медведь — самый крупный сухопутный хищный зверь на планете. Длина его тела достигает трех метров. Самка весит 200–300 килограммов, а самец может весить все 500. Известны случаи, когда самцы весили целых 800 килограммов. Примерно столько же весит маленькая легковушка. Например, SmartFortwo.

Максим Козлов
  • Белый медведь на самом деле вовсе не белый, его шерсть прозрачная, а в природе может стать желтоватой. В теплом климате, например в зоопарке, она и вовсе может стать зеленой. Дело в том, что волоски шерсти белого медведя полые внутри. И в них могут скопиться микроскопические водоросли.

Юлия Калиничева
  • Белый медведь — единственный вид сухопутных млекопитающих, приспособившийся к жизни на морских льдах. Именно поэтому его называют морским млекопитающим. На латыни он так и называется — Ursus maritimus, то есть «медведь морской».

Радица.РУ
  • Белые медведи не впадают в спячку, но при этом самки залегают в берлоги и приносят там потомство, берлогу они делают в снежных наносах. Отправляются в берлогу в ноябре, а выходят наружу в марте-апреле. И все это время медведица живет только благодаря запасам жира.

Федор Яковлев
  • Новорожденные медвежата весят всего 600 граммов! Прозревают и начинают слышать они через месяц после рождения. Когда медведи выходят из берлог, медвежата ходят с матерью 2,5–3 года и только потом приступают к самостоятельной жизни.

Максим Деминов
  • Сколько именно сейчас белых медведей на планете, точно сказать сложно — от 22 до 31 тысячи особей. А в Российской части Арктики — около 9000. Но точно не известно: учет численности — дело непростое и дорогостоящее.

Максим Деминов
  • У медведей есть третье веко — мигательная перепонка. Она защищает глаза медведя во время снежных бурь и от ультрафиолетового излучения.

Максим Козлов
  • Белый медведь — хищник и охотится преимущественно во льдах. Основной рацион — тюлени, кольчатая нерпа и морской заяц. Медведь съедает в основном жир. Остальную тушу — только если слишком голоден. В случае сильного голода он может есть все подряд: рыбу, водоросли, птичьи яйца и так далее. Это не норма — просто способ набить желудок. Ну а к рыбалке белый медведь и вовсе не приспособлен.

Алексей Эбель
  • Белые медведи различаются характером. Благодаря спутниковым ошейникам ученые выяснили, что есть медведи-домоседы, которые всю жизнь проводят на одной территории, а есть медведи-путешественники, которые в поисках пищи способны преодолевать тысячи километров.

Олег Суткайтис
  • Белому медведю отведена большая роль в культуре коренных народов Севера. В сказках он предстает большим суровым хозяином Арктики, его уважают. Кстати, у эскимосов он зовется «нанук», а на чукотском его название «умка».

Jon Aars / Norwegian Polar Institute