Мишка на Севере

Неуклюжий, косолапый, мирно плавающий среди арктических льдов — такого белого медведя можно увидеть только в мультфильмах. В суровом климате у зверя выработались спартанские привычки и крутой нрав

Мишка на Севере
Белый медведь (Ursus maritimus)

5 000 000 лет назад белые медведи отделились от их общего с бурым медведем предка (в популяции бурых медведей обнаруживается не менее 2 % генетического материала белых медведей). Полярный медведь — самый крупный наземный хищник и единственный вид сухопутных млекопитающих, приспособившийся к жизни на морских льдах.

4 месяца — столько может продолжаться вынужденная «голодовка» белых медведиц, когда они вынашивают потомство. Запасы энергии самки восполняют в этот период за счет жира нерп, которым наедаются заранее.

Мишка на Севере

10 см — такой толщины достигает в некоторых частях тела животного запас подкожного жира. Он служит теплоизоляционным слоем и спасает медведей от голода.

18 ударов в секунду — на столько снижается частота сердцебиения медведицы во время спячки (в нее впадают не все белые медведи, а, как правило, самки в период беременности). У спящего зверя пульс 27 ударов в секунду, у бодрствующего — 45.

35,8 процента жира может содержаться в молоке кормящей самки белого медведя. Для сравнения: в грудном молоке женщины жира не больше 5 %.

408 кг — на столько удалось поправиться одной медведице после спячки (с 97 до 505 кг). Вес обитательницы канадских льдов увеличился в пять раз меньше чем за пять месяцев.

Мишка на Севере

68 кг — вместимость желудка взрослого самца. Белый медведь способен убить моржа весом до 600 кг.

60 тюленей в год в среднем съедает каждый белый медведь. Взрослый самец легко расправляется с тюленем за один присест.

1002 кг — вес самого крупного обнаруженного белого медведя. Его чучело установлено в аэропорту Анкориджа на Аляске. Зверь «смотрит» на пассажиров через застекленную витрину с высоты собственного роста — 3,4 м.

15 минут в день в среднем занимает у медведя ритуал умывания. Эти северные хищники — большие чистюли: летом после каждой трапезы они окунаются в воду, а зимой чистят шерсть снегом. Все дело в том, что только чистый волосяной покров сохраняет теплоизолирующие свойства.

2 метра — на такую высоту могут выпрыгивать из воды медведи, забираясь на льдины. Помогают небольшие перепонки между пальцами ног. Плавают медведи по-собачьи.

5 процентов — на столько в среднем уменьшился за последние 100 лет размер белого медведя. Одна из причин — сокращение ледяного покрова в Арктике. Медведи вынуждены тратить больше энергии на поиск пищи. А иммунитет животных снижается за счет климатических изменений и загрязнения окружающей среды.

15 детенышей может родить белая медведица за свою жизнь. У вида низкий потенциал размножения: самка впервые приносит потомство в возрасте 4–8 лет, рожает один раз в 2–3 года и имеет в помете 1–3 медвежат.

687 км преодолела белая медведица за один заплыв среди тающих льдов. Это самая длинная дистанция, зафиксированная учеными, наблюдающими за передвижениями белых медведей. Самка провела в водах моря Бофорта 9 дней, потеряв пятую часть своего веса.

687: (9 х 24) = 3,78 км/ч — скорость рекордсменки по дальности заплыва. Медведи редко плавают быстрее 5 км/ч.

ПЕРЕПИСЬ
Партия белых

В мире осталось 20 000–25 000 белых медведей. Из них около 5000–7000 живет на территории России. С 2010 года Русское географическое общество поддерживает проект «Белый медведь», и в августе 2015-го, впервые за 10 лет, проходила перепись полярных хищников, обитающих в национальном парке «Русская Арктика». Он располагается в северной части острова Северный архипелага Новая Земля и на прилегающих островах. Мониторинг провела команда российских и норвежских ученых.

Фото: Nature PL / Legion-Media (x3)