Главный долгострой человечества: сколько лет пытались закончить самую старую пирамиду в мире

Думаете, стройка собора Саграда Фамилия затянулась? Тогда вы просто не слышали про Гунунг-Паданг

7 ноября 2023

Shutterstock/Fotodom.ru

Пирамиде Гунунг-Паданг на индонезийском острове Ява долгое время приписывали звание древнейшего мегалитического сооружения в мире, но это заявление вызывало споры. Теперь археологи провели радиоуглеродное датирование и, кажется, поставили точку в бесконечных пререканиях.

В исследовании, опубликованном в журнале Archaeological Prospection, археологи рассказывают, что тесты показали: пирамида Гунунг-Паданг появилась более 16 тысяч лет назад. Это означает, что она на 10 тысяч лет старше не только всех великих памятников и пирамид Гизы в Египте, но и легендарного Стоунхенджа в Англии.

Также исследователи обнаружили, что люди, построившие Гунунг-Паданг, работали с местными условиями, а не против них, и вырезали первый и самый глубокий слой пирамиды из охлажденных потоков лавы. И это открытие может перевернуть общепринятое мнение о «примитивных» охотниках-собирателях и раскрыть истинные инженерные возможности древних цивилизаций.

Погрузившись на глубину 30 метров, где находятся самые первые слои пирамиды, археологи обнаружили «тщательно вылепленные», «массивные» конструкции из лавового камня, сделанные из мелкозернистой разновидности магматической породы — андезита. По мнению исследователей, изначально это был естественный лавовый холм, но древние люди умудрились слепить из него начало пирамиды.

Ученые также полагают, что Гунунг-Паданг строился на протяжении тысячелетий, «сложными и изощренными этапами». Примерно 16 тысяч лет назад появилось основание. Потом случился ледниковый период, и стройку по понятным причинам забросили на несколько тысяч лет. Около 7900–6100 годов до нашей эры началась следующая фаза строительства, когда на месте будущей пирамиды появились «значительные насыпи почвы». Следующий слой каменных колонн, ступеней и террас появился между 6000 и 5500 годами до нашей эры, а последний закончили между 2000 и 1100 годами до нашей эры.

Даже интересно, что откопают археологи дальше — может, такие же коридоры с потайными комнатами, как в пирамиде Сахура.