Экстремальный эксперимент эволюции: в Австралии впервые нашли полный скелет громовой птицы

Открытие позволит точно узнать, как выглядели эти удивительные и пугающие создания

16 октября 2022
Так могла выглядеть громовая птица — дроморнис в представлении художника
Universal Images Group North America LLC / DeAgostini / Alamy

Палеонтологи из Музея и художественной галереи Северной территории (Австралия) раскопали пару ног гигантской древней птицы — трехметрового дроморниса. Остальное тело, как ожидают ученые, должно лежать рядом. Уникальность находки в том, что впервые за всю историю археологии останки сочлененные — то есть расположены так, как у живой птицы.

Dromornis stirtoni — громовую птицу Стиртона — специалисты называют экстремальным экспериментом эволюции. Данные о них — лоскутное одеяло странных анатомических черт: маленький череп с огромным клювом верхом на теле высотой в три метра и весом до полутонны.

Абсурдности этому образу добавляет то, что гиганты, жившие 33–8 миллионов лет назад — предшественники современных кур и уток. Хотя похожи они больше на страусов: дормонисы тоже нелетающие, с мощными ногами, маленькими крыльями и неразвитыми грудными мышцами.

И вот эти «негабаритные утки» жили в засушливых австралийских лесах, и по мнению ученых, играли роль современных верблюдов (или жирафов?) в этой экосистеме.

Они использовали свой рост и большой клюв, чтобы добывать с высоты фрукты и другие растительные плоды, недоступные большинству травоядных млекопитающих. Вымерли они то ли от засухи, то ли от появления на континенте людей, которые воровали их яйца.

Еще один вариант внешнего вида дроморниса — прав ли оказался художник, покажут раскопки в Алкуте
Universal Images Group North America LLC / DeAgostini / Alamy

Новые окаменелости были найдены в заповеднике Алкута. За 36 лет работ в этом месте обнаружили тысячи ископаемых образцов, но все они — лишь фрагменты различных видов. Большинство находок требуют кропотливой реконструкции, а также значительной доли воображения.

Ранее размеры Dromornis stirtoni оценивали лишь по частям его скелета. Новое ископаемое позволит наконец узнать истинные пропорции этих животных и прояснить многочисленные догадки.

Адам Йейтс

«Есть все основания ожидать, что большая часть остального скелета — если не весь скелет — может лежать в следующем раскопе, который нам предстоит открыть дальше. Уже очевидно, что эта туша была целой, когда была погребена».

Археологи считают, что ноги принадлежали самке. Чтобы проверить это, будут проведено гистологическое исследование. Но птица уже получила имя — Деб.

Окаменелые ноги дроморниса готовят к временной экспозиции в музее — для этого их очищают и покрывают пластиковым ацетатом, чтобы заполнить все зазоры и сохранить для будущих исследований. А палеонтологи готовятся копать дальше, в направлении целого скелета Деб.