«Чандраян» всё? Астрономы похоронили индийскую лунную миссию

Луноход и модуль перестали выходить на связь

27 сентября 2023
«Чандраян» всё? Астрономы похоронили индийскую лунную миссию
ISRO

Пока одни исследователи изучали находки «Чандраян-3» и находили в них огромное количество одного химического элемента, другие пытались связаться с индийским луноходом. Но безуспешно. Они, конечно, не оставляют попыток, но все больше склоняются к тому, что первый аппарат на южном полюсе Луны почил в бозе.

Посадочный модуль индийской станции «Чандраян-3» сел на поверхность Луны 23 августа и за считанные дни успел поставить на Землю несколько удивительных открытий. Но потом на Луне началась 14-дневная ночь, а «Чандраян» работал именно на солнечных батареях. Потому вполне ожидаемо ушел в спячку. По расчетам Индийской организации космических исследований, очнуться он должен был 22 сентября, но «Чандраян» отказывается просыпаться. Ни посадочный модуль «Викрам», ни луноход «Прагъян» не отвечают на сообщения центра управления полетами.

Ученые, конечно, все еще пробуют дозвониться до «лунной парочки», но вместе с тем они признаются, что шансы на пробуждение «тускнеют с каждым часом».

Космические инженеры объяснили, что технологии посадочного модуля и лунохода не рассчитаны на то, чтобы выдерживать ночные температуры на Луне, которые, по данным НАСА, могут достигать -334 градусов по Фаренгейту (это -203 градуса Цельсия). Также они признались: всегда было маловероятно, что два творения человеческих рук смогут противостоять суровым условиям Луны.

В Индийской организации космических исследований пока не делают никаких прогнозов и заявлений, а в последнем сообщении, от 22 сентября, уточнили, что на данный момент никаких сигналов от «Викрама» и «Прагъяна» не поступало, и «усилия по установлению контакта будут продолжены».

А пока мы надеемся, что роботы очнутся от длительного сна и принесут нам новые открытия, можно вспомнить, что они успели сделать за непродолжительное время на Луне. Первым открытием было то, что на поверхности Луны оказалось куда жарче, чем все предполагали, а вскоре «Чандраян» обнаружил на Луне необычную активность.