Бенджамин Баттон среди животных: ученые назвали вид с отрицательной скоростью старения

Правда, эти существа даже в молодые годы выглядят дряхлыми стариками

2 июля 2022
LH Images / Alamy

Биологи из Университета Южной Дании сообщили: скорость старения некоторых представителей этого вида равна нулю, при этом вероятность смерти с годами снижается. Стоит оговорится: выводы исследования касаются преимущественно обитающих в неволе. Подробности исследования опубликованы в журнале Science.

Ученые изучили состояние здоровья 52 видов, живущих в дикой среде, а также в зоопарках. У почти 80% изученных видов старение наступало крайне медленно, риск естественной смерти был незначительным. Речь идет о черепахах.

Гигантская черепаха в зоопарке Сингапура
Andrey Khrobostov / Alamy

Лучшие результаты показали рептилии, живущие в зоопарках. Исследователи связывают это с полноценным питанием и отсутствием внешних угроз. У нескольких видов скорость старения была почти нулевой, а у трех — вовсе отрицательной. При этом такой механизм, не означает, что черепахи бессмертны.

Также биологи выяснили, что ожидаемая продолжительность жизни коррелирует с массой тела и половыми различиями. Так, самцы черепах с обратным половым диморфизмом (самки крупнее самцов) живут дольше, чем самцы, которые превышают по размерам самок. Вероятно, это связано с тем, что более мелкие мужские особи не склонны к дракам за самок. Различий между полами в скорости старения исследователи не нашли.

Примерно у 80% видов скорость старения оказалась ниже, чем у человека. У людей и других приматов этот показатель с возрастом не меняется, однако у черепах он может прийти к нулевым значениям либо стать отрицательным. Почему это происходит, ученым пока неясно, но, возможно, дальнейшее изучение этих рептилий позволит исследовать этот процесс.

Одним из официальных чемпионов по долгожительству среди черепах признан самец сейшельской гигантской черепахи Джонатан, который появился на свет примерно в 1832 году.