Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Анонимный гид по истории Древней Руси: кто написал «Слово о полку Игореве»

Если сомнения относительно подлинности этого загадочного произведения постепенно сошли на нет, то вопрос авторства «Слова» по-прежнему занимает умы исследователей

15 февраля 20242

Конец XII века. Киевская Русь находится в состоянии политической раздробленности: князья из рода Рюрика ведут ожесточенную борьбу за власть: формируют и разрушают коалиции, устраивают военные походы друг против друга. За этим хаосом внимательно наблюдает опасный сосед — половцы. Вскоре после солнечного затмения, случившегося 1 мая 1185 года, они нападают на дружину новгород-северского князя Игоря Святославича, которого берут в плен, но Игорю удается бежать.

Таково максимально краткое содержание «Слова о полку Игореве» — самого знаменитого памятника древнерусской литературы. До сих пор неизвестно, кто же является автором «Слова о полку Игореве», хотя версий на этот счет за последние два столетия накопилось немало.

Анонимный гид по истории Древней Руси: кто написал «Слово о полку Игореве»

Виктор Васнецов. «После побоища Игоря Святославича с половцами». 1880

Источник:

Wikimedia Commons

В отличие от других средневековых письменных источников «Слово о полку Игореве» (в научных трудах его часто сокращенно именуют СПИ) не является полноценной летописью. Хотя оно содержит отсылки к одним историческим событиям и описания других, автор часто отвлекается на события, предшествовавшие неудачному походу Игоря на половцев. Есть в произведении и лирические отступления, главное из которых — знаменитый «плач Ярославны», описывающий переживания жены князя за судьбу Игоря и его дружины.

Откуда взялось «Слово»?

Анонимный гид по истории Древней Руси: кто написал «Слово о полку Игореве»

Иоганн Баптист Лампи. Портрет Алексея Мусина-Пушкина. 1794

Источник:

Wikimedia Commons

«Слово о полку Игореве», несмотря на богатое содержание, — труд не такой уж объемный. Состоит он из примерно 2700 слов и умещается в тонкой брошюре. Произведение обнаружил в конце XVIII века собиратель древностей Алексей Мусин-Пушкин. Сам он утверждал, что купил сборник рукописей, в который входило «Слово о полку Игореве», у архимандрита Иоиля — бывшего настоятеля Спасо-Преображенского монастыря в Ярославле, который, в свою очередь, якобы забрал эти рукописи из монастырской библиотеки.

Попавший к Мусину-Пушкину оригинал (или древний список) «Слова» погиб в московском пожаре 1812 года, но к тому времени граф успел издать его с переводом на современный ему русский язык и примечаниями. Сегодня издание 1800 года вместе с сохранившимся выписками из оригинала и найденной в архивах копией «Слова» с переводом, подготовленной Мусиным-Пушкиным для императрицы Екатерины II, являются главными первоисточниками для историков и лингвистов, хотя многие исследователи и признают, что все эти списки незначительно, а то и существенно отличаются от утраченного оригинала.

Памятник литературы или удачная фальсификация?

Практически сразу после гибели оригинала «Слова о полку Игореве» в огне, начали ходить слухи, что никакой древней рукописи у Мусина-Пушкина и не было, а изданный им текст — подделка, созданная самим графом в погоне за славой и признанием.

Анонимный гид по истории Древней Руси: кто написал «Слово о полку Игореве»

Александр Смирнов. «Пожар Москвы 1812 года». 1813

Источник:

Wikimedia Commons

Однако уже в середине XIX века нашлись ярые сторонники подлинности произведения. Оды «Слову» пели славянофилы, называя его одним из важнейших памятников отечественной литературы. Тех, кто позволял себе усомниться в подлинности текста, они обвиняли в отсутствии патриотического чувства. Стараниями славянофилов «Слово о полку Игореве» было возведено в ранг самых значительных для русской культуры литературных произведений.

Сомнения в подлинности «Слова», впрочем, периодически появлялись как до революции, так и в советское время хотя по-настоящему убедительных доказательств своей точки зрения авторы этих теорий не приводили. В том, что «Слово о полку Игореве» было создано в конце XII — начале XIII вв. (сразу или через несколько лет после описываемых в нем событий), сегодня убеждены самые авторитетные историки, литературоведы и лингвисты.

С позиции последних точку в спорах о времени создания «Слова» поставил академик Андрей Зализняк в книге «„Слово о полку Игореве“: взгляд лингвиста». «Если „Слово о полку Игореве“ создано неким мистификатором XVIII века, то мы имеем дело с автором гениальным. <…> Аноним должен был вложить в создание СПИ громадный филологический труд, сконцентрировавший в себе обширнейшие знания. Они охватывают историческую фонетику, морфологию, синтаксис и лексикологию русского языка, историческую диалектологию особенности орфографии русских рукописей разных веков, непосредственное знание многочисленных памятников древнерусской литературы, а также современных русских, украинских и белорусских говоров разных зон», — пишет он, опровергая идею историка-медиевиста Александра Зимина о том, что «Слово» было написано на основе «Задонщины» — летописи XIV–XV вв., посвященной Куликовской битве.

Как «Слово» наше отзовется

Анонимный гид по истории Древней Руси: кто написал «Слово о полку Игореве»

Василий Перов. «Плач Ярославны». 1881

Источник:

Wikimedia Commons

В XIX–XX вв. появились десятки переводов «Слова о полку Игореве», предназначенных для разной аудитории. Кто-то переводил текст с древнерусского в обычной прозе, кто-то — стремился сохранить форму оригинала, а кто-то перекладывал историю злоключений Игоря в стихах. В числе последних переводчиков были поэты Василий Жуковский, Константин Бальмонт и Аполлон Майков.

Если одни поэты стремились перевести «Слово о полку Игореве» достаточно близко к тексту, то другие создавали переложения этой истории разной степени вольности. В советское время такие переводы «Слова» написали Николай Заболоцкий и Николай Рыленков.

Наконец, «Слово о полку Игореве» много раз находило отражение в творчестве знаменитых авторов. К его цитированию в том или ином виде прибегали Александр Пушкин, Николай Гоголь, Александр Блок и другие.

Кто же написал «Слово о полку Игореве»?

Никаких исторических данных об авторстве «Слова» на сегодняшний день нет — в своих догадках и предположениях на этот счет исследователи уже больше 200 лет так или иначе опираются исключительно на текст произведения. Многие специалисты сходятся во мнении, что человек, написавший «Слово о полку Игореве» был хорошо начитан и образован. По одной из версий, это мог быть кто-то из непосредственных участников похода Игоря, по другой — некто, общавшийся с дружинниками князя и, вероятно, самим Игорем вскоре после описанных в «Слове» событий, например княжеский придворный поэт. Был ли автор мирянином или монахом — вопрос открытый.

Анонимный гид по истории Древней Руси: кто написал «Слово о полку Игореве»

Титульный лист первого издания «Слова о полку Игореве»

Источник:

Wikimedia Commons

И все же некоторые ученые называют конкретные имена претендентов на авторство «Слова о полку Игореве». Так, советский историк Борис Рыбаков считал, что «Слово» написал киевский боярин и летописец Петр Бориславич, служивший киевскому князю Изяславу Мстиславичу и известный описанием посольства, отправленного Изяславом к Галицкому князю Владимиру Володаревичу в 1152 году. Однако эту версию многие ставили под сомнение — неизвестно даже, мог ли боярин дожить до конца XII века.

Ряд историков придерживается версии, что автор «Слова» был княжеских кровей. Так, Николай Шарлемань в 1950-х предположил, что произведение написал сам князь Игорь, что говорит о его недюжинном литературном таланте. Создатель одного из стихотворных переводов «Слова» Владимир Медведев приписывал авторство киевскому князю Святославу Всеволодовичу. Еще один претендент на авторство — галицкий князь Владимир Ярославич, а кое-кто допускает, что «Слово» могла написать женщина из рода Рюриковичей.

Уже в XXI веке российский филолог Александр Ужанков назвал автором «Слова»  составителя Киевской летописи игумена Моисея из Выдубицкого монастыря. К такому выводу ученый пришел, сопоставив два текста и найдя в них определенное сходство.

Список потенциальных авторов «Слова о полку Игореве» включает еще не один десяток имен, но на сегодняшний день никто из предполагаемых создателей этого произведения не считается явным фаворитом.

РЕКЛАМА
Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения