Лесная поликлиника: 5 примеров «самолечения» среди животных

В дикой природе больные животные не могут обратиться за помощью к врачу. Поэтому они находят иные способы борьбы с недугами

В лесу нет ни медиков, ни эпидемиологов, которые разобрались бы в проблеме, поэтому действовать надо самостоятельно. И животные действуют: находя нужные «препараты», шимпанзе проводят очистку кишечника от нематод, орангутаны успокаивают разболевшиеся суставы, слоны стимулируют роды, и даже гусеницы спасаются от паразитов.

Такое поведение называется зоофармакогнозией. Не все свидетельства о нем надежны, многие наблюдения можно трактовать иначе. И все же в отдельных случаях способность зверей к самолечению можно считать вполне доказанной.

МЕТОДИКА
Вам лечиться или так?

Доказать «лечебную» природу поведения трудно: полевые наблюдения не позволяют проводить точный анализ, а намеренно заражать животных в лаборатории неэтично.

Между тем еще в середине 1990-х приматолог Майкл Хаффман выдвинул ряд критериев «истинной» зоофармакогнозии. В частности, потребляемое животным растение не должно входить в его обычный рацион и представлять для него питательную ценность. При этом другие, потенциально здоровые члены группы не должны испытывать тягу к тому же растению одновременно с возможным больным.

Слоны: стимуляция родов

В малонаселенных и неосвоенных регионах к «природной аптеке» прибегают и люди. Их знания помогают ученым исследовать зоофармакогнозию. Так произошло и с орангутанами на Борнео, и со слонами в Кении, когда биологи заметили, что одна глубоко беременная самка старательно объедает кору с тропического растения Burkea africana. Вообще слоны его не едят, однако будущая мать не поленилась преодолеть немалое расстояние, чтобы добраться до зарослей.

Лесная поликлиника: 5 примеров «самолечения» среди животных

Загадку разрешили местные жители, которые объяснили, что их женщины используют отвар из листьев этого растения для стимуляции схваток и облегчения родов. И действительно, через несколько дней слониха благополучно принесла потомство. Этот случай, хотя и упоминается довольно часто, остается уникальным, и дополнительных подтверждений подобной зоофармакогнозии у слонов пока нет.

С другой стороны, это не единственный пример того, как животные используют растения в репродуктивных целях. Бразильские паукообразные обезьяны в период спаривания склонны к поеданию определенных листьев и плодов, богатых изофлавоноидами. Эти соединения близки к эстрогенам животных, поэтому предполагается, что дополнительная доза таких «гормональных препаратов» повышает шансы на успешное заведение потомства.

Лангусты: социальное дистанцирование

Животным знакома не только фармакология, но и другие инструменты современной человеческой медицины. Так, карибские лангусты Panulirus argus легко определяют зараженных вирусом сородичей по «запаху» их мочи и всячески избегают контактов с такими особями.

Лесная поликлиника: 5 примеров «самолечения» среди животных

Если обычно лангусты устраиваются спать тесными группами, вместе укрываясь в хорошо защищенных расщелинах, то при появлении больного остальные разбегаются и скорее проведут ночь в открытом море, чем бок о бок с распространителем инфекции.

Орангутаны: обезболивание

Приматы занимаются самолечением и за пределами Африки: в начале 2000-х такое поведение было описано у орангутанов на Борнео. Ученых крайне удивило, что некоторые особи тщательно разжевывали листья Dracaena cantleyi, потом выплевывали получившуюся кашицу на ладонь и втирали, массируя, в свою густую шерсть.

Ни разу не было замечено, чтобы орангутаны глотали листья драцены или использовали аналогичным образом другие растения. Поэтому такое поведение связывают с тем, что в драцене содержится много биологически активных сапонинов, способных ослаблять хроническое воспаление.

Лесная поликлиника: 5 примеров «самолечения» среди животных

На такой эффект растения наткнулись и местные племена, которые живут бок о бок с орангутанами: схожие драценовые «примочки» они накладывают на разболевшиеся мышцы и суставы. Предположительно, животным растение также помогает успокоить мускулы после длительного висения на дереве. Косвенно гипотезу подтверждает то, что чаще всего к подобной процедуре прибегали старые самки, утомленные долгим ношением цепляющихся за шерсть детей.

К сожалению, пока подобное поведение замечено лишь у десятка особей, и эти выводы нуждаются в дополнительной проверке, тем более что случай действительно необычен.

Животные крайне редко прибегают к «лечебным средствам наружного применения». Исключение составляют лишь птицы с распространенной у них практикой муравления, обнаруженной у сотен разных видов. При этом они прихватывают муравьев клювом и натирают ими перья, или просто оставляют ползать, чтобы насекомые выделяли муравьиную кислоту, помогая удалению паразитов.

Насекомые: избавление от паразитов

Многие насекомые страдают от паразитических мух и ос, которые откладывают личинки прямо в их теле, обрекая на мучительную смерть. Но вот мохнатые гусеницы бабочек-медведиц Grammia incorrupta научились существенно снижать риск подобного исхода.

При поражении паразитом вкусы этих насекомых резко меняются, и они с аппетитом набрасываются на растения, богатые пирролизидиновыми алкалоидами, от которых обычно воротят нос.

Лесная поликлиника: 5 примеров «самолечения» среди животных

Такая диета токсична для гусеницы и заметно замедляет набор массы, но лучше быть маленькой, чем мертвой. Для личинок-паразитов такие концентрации алкалоидов куда опаснее, а вот зараженному насекомому она позволяет «переболеть», освободиться от вредных личинок и стать бабочкой. Опыты показывают, что шанс на выживание гусеницы возрастает на приличные 17% — в отличие от более сложных животных, эксперименты с насекомыми легко поставить в лаборатории.

Сходные работы были проведены и с дрозофилами, которые в присутствии паразитических ос Leptopilina охотно откладывают яйца в забродившие фрукты. В норме мухи этого избегают, поскольку спирт опасен для развития любых зародышей.

Однако у дрозофил, в отличие от многих других насекомых, вырабатывается алкогольдегидрогеназа — фермент, который позволяет легче переносить присутствие спирта. У паразитоидов его нет, поэтому «спиртовые ванночки» служат сравнительно безопасным местом для развития новых мух.

Шимпанзе: выведение гельминтов

С 2007 по 2010 год немецкие приматологи следили за группой карликовых шимпанзе (бонобо), живущих в бассейне Конго. Ученые заметили, что время от времени обезьяны жуют лианы Manniophyton, которые ценятся местными племенами за исключительную жесткость и используются для изготовления силков.

Трудно поверить, что «диких» бонобо привлекает настолько грубая пища. И действительно, они мнут лианы во рту, смазывают слюной и проглатывают получившийся ком целиком. Ученые зафиксировали более полусотни таких случаев.

Лесная поликлиника: 5 примеров «самолечения» среди животных

Приматологи убедились, что тяга к несъедобному растению появляется у шимпанзе лишь в сезон дождей, когда особенно велик риск подхватить паразитов-нематод. По их мнению, поедание лианы соответствовало всем критериям зоофармакогнозии, хотя обнаружить противоглистные компоненты в составе растения не удалось. Возможно, жесткий ком при движении по желудочно-кишечному тракту механически соскребает личинки червей, после чего они выносятся наружу.

Фото: FIONA ROGERS / MINDEN PICTURES / FOTODOM, NATURE PL / LEGION-MEDIA (X3), GETTY IMAGES, ALAMY / LEGION-MEDIA