Рабочий момент: свинцовые прелести

Рабочий момент: свинцовые прелести

Когда-то без чешского стекла не обходился ни один уважающий себя советский сервант. «Вокруг света» отправился на родину богемского хрусталя и выяснил, что делает его знаменитым сегодня.

GBP-LS-4632.jpg

Ruzina.jpgГЕРОИНЯ
Ружена Бржезенская

Гравировщица на заводе Caesar Crystal Bohemiae. Родилась в 1965 году. Живет в городе Светла-над-Сазавоу, край Высочина. Обучалась в школе стеклоделия в Каменицки-Шенове. Работает на заводе 30 лет. Муж — частный предприниматель, в семье двое детей.

МЕСТО ДЕЙСТВИЯ
Завод Caesar Crystal Bohemiae

Routine-Bohemia-Crystal.jpg Находится в деревне Йозефодол под городом Светла-над-Сазавоу. Основан в 1861 году венским предпринимателем Йозефом Шрайбером, который первым в Европе, помимо хрусталя ручной работы, начал производить прессованный хрусталь. После Второй мировой войны компанию национализировали. В 1994 году завод был приватизирован братьями Цизарж и получил нынешнее название. Производит резной хрусталь ручной работы с содержанием свинца 24%. В 1995-м Министерство промышленности Чешской Республики присвоило компании почетный бренд CZECH MADE в знак подтверждения высокого качества ее продукции. На заводе работает около 50 человек (в советское время было порядка двухсот). Выпускается примерно 70 000 изделий в год.

Завод Caesar Crystal Bohemiae расположился в стороне от больших дорог, среди живописных лесистых холмов и полей, где меж деревьев журчит речушка Сазавка. Хорошее место для неспешной работы волшебников-мастеров и тех, кто на них учится.

В помещении просторно, светло и на удивление малолюдно. На деревянном помосте в глубине цеха работает несколько стеклодувов в шортах и легких рубашках — жарко. Полыхает оранжевое пламя в жерлах печей, где плавится хрустальная масса, слышится плеск воды, которой подмастерья поливают стоящие у помоста деревянные формы. Мастер дует в длинную трубку, крутя ее в руках. На конце трубки постепенно увеличивается яркий шар стеклянной массы. Стеклодув изготавливает внешний, цветной слой хрустального изделия. Внутри этого слоя будет обычный прозрачный. Данная технология позволяет создавать прозрачный узор, прорезая цветной слой. Именно такой, накладной хрусталь — основная продукция завода. Гравировщица Ружена ведет меня по цеху, поясняя этапы создания изделия, достойного называться богемским хрусталем.

Производство стекломассы

Около 70% сырья составляет кварцевый песок, к нему добавляют известняк, поташ (карбонат калия) и оксид свинца, а также красящие вещества. Смесь отправляют в печь, где она плавится при температуре выше 1000 С в варочном бассейне, образуя вязкую массу определенного цвета. Оксид меди окрашивает массу в зеленый, оксид марганца — в фиолетовый, кадмий — в красный, а кобальт — в синий.

Ружена: «Раньше у нас была огромная печь, в которой хрустальная масса выплавлялась тоннами. Мы перешли на маленькие газоэлектрические печи. Они работают по другому принципу: около 20 минут газ нагнетает температуру до 1000 °C, дальше включается электрогенератор, который ее поддерживает. Это гораздо экономичнее».

ALMMPGJ8N.jpg

МАТЕРИАЛ
Свинец в бокале

Греческое слово означает «лед». Изначально так называли идеально прозрачный кварц без посторонних примесей. По аналогии с горным хрусталем дали название и искусственному аморфному материалу, являющемуся разновидностью стекла с высоким содержанием оксида свинца. Согласно специальной директиве Европейского союза, маркировку lead crystal («свинцовый хрусталь») может иметь только продукция из стекла, в составе которого не менее 24% PbO. Свинец снижает температуру плавления стекла, делая его податливее и одновременно прочнее. Хрусталь характеризуется высоким показателем преломления, высокой дисперсией, то есть сильным расщеплением белого света на цвета радуги, блеском и прекрасным звуком. Если содержание PbO более 30%, то речь идет о высокосвинцовом, или элитном, хрустале. Если от 18 до 24%, то употребляется термин «прессованный хрусталь».

ATL-070201.jpg

Формирование основы

Стеклодув набирает на конец трубки необходимое количество массы, наматывая ее в несколько слоев. Равномерно вращая трубку, мастер начинает выдувать шар. Доведя заготовку до нужного размера, помещает ее в деревянную форму — своего рода футляр из двух половинок с симметрично выдолбленными углублениями нужных параметров. Для каждой модели изготавливается своя деревянная форма из бука или дуба. Чтобы дерево не загорелось от соприкосновения с раскаленной стеклянной массой, формы предварительно вымачивают в воде в течение нескольких часов, затем периодически поливают в процессе работы. Поместив заготовку в форму и продолжая вращать трубку, мастер поддувает изделие, затем вынимает, чтобы оценить результат. При необходимости процедуру повторяют несколько раз, пока заготовка не приобретет должный вид.

Ружена: «Это требует точности: если дуть слишком сильно, стеклянная основа попросту лопнет. У стеклодува очень тяжелая работа. Он постоянно на ногах, за спиной — раскаленная печь, в руках — трубка в полтора метра длиной с увесистой заготовкой на конце. Инфракрасное излучение от раскаленного металла и стеклянной массы могут вызвать болезнь глаз — так называемую катаракту стеклодува. Еще одно профессиональное заболевание — воспаление слюнных желез, пневмопаротит, к нему приводит постоянное давление воздуха в ротовой полости».

Добавление внутреннего слоя

Внутрь подготовленной цветной основы помещают заготовку прозрачного стекла и выдувают, формируя второй слой изделия. К этому моменту хрусталь успевает охладиться до 800 °C. Изделие вновь погружают в печь, чтобы два слоя сплавились друг с другом, а затем придают ему законченный вид в той же деревянной форме.

Ружена: «Меньше всего проблем возникает с рубиново-­красным хрусталем: его, как и прозрачный, можно отдать на переплавку, если обнаружится брак. С другими цветами не получится: оттенок будет уже не тот, — их утилизируют. Кстати, отсеивается не более 3% продукции, в основном именно на этапе выдувания стекла».

GBP-LS-4625.jpg

Соединение основы и ножки

Ножки бокалов и ваз отливают отдельно, это одна из отличительных черт богемского хрусталя. Мастер держит трубку с ножкой, подмастерье — с основой. Чтобы вдавить ножку точно в центр изделия, работники равномерно вращают трубки в противоположных направлениях. Соединив части, стеклодув отделяет горячее и податливое изделие от трубок специальным ножом.

Ружена: «Производители других стран создают изделия целиком, вытягивая ножку щипцами. Для нашего хрусталя характерен чуть заметный стык между ножкой и основой предмета».

Охлаждение изделия

По конвейерной ленте изделие поступает в особую печь, представляющую собой длинный «коридор», температура в котором постепенно понижается: от 450 °C на входе до 50 °C на выходе. Небольшие предметы остывают в течение пяти часов, крупным требуется семь.

Ружена: «Хрусталь чувствителен к перепаду температур, поэтому его нужно охлаждать постепенно, иначе изделие может треснуть».

Шлифовка краев

AP_18151402761957.jpg

Края остывшего изделия шлифуют на абразивном диске. Хрусталь постоянно поливают водой, чтобы контакт с диском был не слишком жестким. Затем края изделия дополнительно слегка оплавляют с помощью газовой горелки.

Ружена: «Ручная работа делает каждое наше изделие уникальным, даже если они похожи внешне. Взять, к примеру, чаши с крышками — на первый взгляд не отличишь. Но если случайно перепутать крышки, то разница сразу станет заметна: „чужая“ не будет так плотно прилегать к краям».

ИСТОРИЯ
Гордость Богемии

Первое упоминание о чешском стекле относится к 1162 году. В XIII веке его экспортировали в Германию, в XVI столетии в Чехии насчитывалось 34 стеклозавода, а сама профессия стала настолько почтенной, что могла принести дворянский титул. В 1670-х англичанин Джордж Равенскрофт получил высококачественное стекло при помощи добавления в его состав оксида свинца. Это изобретение было взято на вооружение и богемскими стеклодувами. Слава чешского стекла разошлась по всему миру: его продавали не только в Европе, но и в Азии, Америке и России. С чешским хрусталем конкурировать не могло даже знаменитое венецианское стекло. После Второй мировой войны все стекольные заводы были национализированы и перешли в собственность государства. Тогда же на чешских стекольных фабриках начали использовать технологию прессования, которая позволяла производить недорогой, но качественный хрусталь на автоматизированных линиях. К концу 1990-х многие заводы закрылись. Производство хрусталя вновь перешло к частным предпринимателям, сделавшим ставку на ручное изготовление штучных товаров. На некоторых чешских заводах прессованный хрусталь выпускают до сих пор, но такой продукции выдерживать конкуренцию с китайским ширпотребом все сложнее.

Нанесение сетки

К каждой линейке предметов прилагается эскиз узора, разработанного дизайнерами завода. В соответствии с элементами и пропорциями орнамента на изделие наносится разметка из тонких вертикальных и горизонтальных линий. Мастер делает это вручную белым маркером, поворачивая изделие на вращающейся подставке.

Ружена: «Без такой разметки ручная гравировка узора невозможна. Сетка помогает гравировщику делать надрезы на внешнем слое изделия в нужных местах, соблюдая пропорции рисунка».

ALMR4WWTB.jpg

Гравировка

Созданием узора на каждом изделии занимается несколько резчиков. Для линий разной толщины используют разные абразивные диски, каждый мастер работает с одним из них. Гравировщики передают изделие друг другу: первый наносит самые крупные элементы узора, второй — помельче и так далее. Чтобы стеклянная пыль не разлеталась, предмет постоянно поливается водой.

Ружена: «Профессиональная болезнь гравировщиков — артрит. Из-за большой нагрузки на руки. Да и порезов не избежать. Но, в отличие от шлифовщиков, гравировщик не может работать в перчатках: в них перестанет чувствовать вещь, не сумеет определить силу, с которой нужно давить на диск».

Обработка кислотой

HEMIS_3028621.jpg

Когда основной узор готов, изделие обрабатывают смесью плавиковой и серной кислоты. Появляется характерный блеск, сглаживаются острые грани. Потом, если того требует дизайн, добавляются мелкие штрихи и те фрагменты гравировки, которые должны остаться матовыми.

Ружена: «Смесь настолько едкая, что растворяет около трети миллиметра поверхности внутри и снаружи. Из-за этого стенки изделия могут получиться тоньше, чем надо. Каждую вещь проверяют специальной щеточкой на наличие мельчайших отверстий. Если появилась дырочка, тонкая щетина в ней застрянет».

Роспись (опционально)

Сначала на поверхность изделия наносят слой золотой краски (она обязательно используется в росписи, самостоятельно или вместе с другими красками), поверх нее — элементы белого цвета, затем — других цветов. Когда рисунок готов, изделие отправляют в печь, чтобы краски вплавились в хрусталь.

Ружена: «Вариантов декора много, на заводе работают хорошие дизайнеры — Зденек Кунст, Станислав Махек и другие. Махек начинал у нас резчиком, со временем стал директором производства, а попутно создал множество популярных орнаментов».

Упаковка

Подлинность богемского хрусталя подтверждает наклейка с логотипом завода. Изделиям выдается сертификат, удостоверяющий их происхождение. Для безопасной транспортировки хрусталь упаковывают в воздушно-пузырьковую пленку и папиросную бумагу, а коробку набивают древесной стружкой.

Ружена: «Многие наши вещи сделаны по индивидуальному заказу. Например, вон та большая напольная ваза вскоре отправится в пятизвездочный отель в Дубае. Приятно сознавать, что наши уникальные изделия расходятся по всему миру, и я приложила руку к их созданию».

НАСЛЕДИЕ
Хрусталь в России

В 1756 году был открыт Гусевский хрустальный завод. На нем выпускали и массовую продукцию, и единичные художественные изделия. В 1960-е годы завод стал крупнейшим центром стекольного производства, в первую очередь он славился изделиями из многослойного цветного стекла и граненого хрусталя.

В 1764-м в селе Никольская Пестровка Пензенской провинции заработал Николо-Бахметевский хрустальный завод, который изготавливал и массовую продукцию, и штучные изделия по заказам высочайшего двора, церкви и представителей знати. В советское время завод переименовали в «Красный гигант», а собранная за годы его работы коллекция образцов превратилась в самый крупный в СССР музей стекла и хрусталя. В 1990-е предприятие пришло в упадок, но в 2005 году было выкуплено и восстановлено как «Бахметьевская артель».

В 1790 году открылся Дятьковский хрустальный завод, на котором впоследствии работали приглашенные богемские мастера. В 2000-м дятьковские мастера создали единственный в мире хрустальный иконостас. Его установили в храме-памятнике Неопалимая Купина, построенном в Дятькове в 2003 году.

Несмотря на достойное качество отечественного хрусталя, стоявшего в каждом советском серванте, богемский у нашего потребителя ценился больше.

Фото: AGB PHOTO LIBRARY (х2), ALAMY (х2), SIME, HEMIS / LEGION-MEDIA, AP / EAST NEWS

Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 5, май 2020

Подписка на журнал
 
 
# Вопрос-Ответ
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ