Сверхчеловек: вибрации высокой частоты

Сверхчеловек: вибрации высокой частоты

Обычный человек уверен, что у супергероев и звезд должен быть дар божий или, на худой конец, какой-то секрет. «Вокруг света» раскрывает тайны выдающихся людей

513736.jpg Эрик Курмангалиев

В конце ХХ века Курмангалиева называли феноменом. Рабочий диапазон его голоса простирался от ноты си большой октавы (123,47 Гц) до ноты до третьей октавы (1046,5 Гц). При этом он мог брать даже фа третьей октавы (1396,9 Гц), что обычно мужчинам не по силам. Курмангалиев пел настоящим контральто, хоть и считается, что контральто бывают только женщины. Прославился он в 1990-х годах после исполнения в спектакле Романа Виктюка «М. Баттерфляй» роли Сун Лилин — певицы Пекинской оперы, оказавшейся мужчиной.

Однако редкий дар Курмангалиева оценили не сразу. Эрик рассказывал, что в детстве любил подражать женщинам-певицам. Но в Алма-Атинской консерватории его пытались переучить: дескать, не подобает мужчине петь таким высоким голосом. Зато на подготовительном отделении знаменитой московской Гнесинки Эрик за год прошел четырехлетнюю программу музыкального училища и был принят в сам институт. Каждое его прослушивание завершалось долгими спорами между членами комиссии.

Медосмотр: короткая волна

— Размер голосовых связок, — рассказывает врач-отоларинголог Лариса Пономарева, — врожденный фактор, определяющий тональность голоса. У сопрано размер связок примерно 14×2 мм, у баса — 25×5 мм. Связки начинают активно изменяться в 9–10 лет. Поэтому несколько веков назад, чтобы «воспитать» из мальчиков певцов с высокими голосами, их кастрировали: без гормонов, вырабатываемых яичками, гортань не росла.

SPL-C016-7692-2.jpg

Причиной естественного высокого голоса у мужчин может быть синдром Каллмана. Из-за синдрома у подростков приостанавливается половое созревание, поэтому не увеличиваются голосовые связки и замедляется рост тела. Подозревали, что именно он и был причиной способностей Курмангалиева. Он был невысоким (168 см). Но других симптомов Каллмана (например, нарушение обоняния) у певца не было. Так что голос Эрика с необычайно широким диапазоном может считаться чудом природы.

SPL-C016-7692-1.jpg
Термин «фальцет» (итал. falsetto) происходит от итальянского слова falso — «ложный»

При пении воздух, проходя через гортань, встречает естественную преграду — голосовые складки. Они колеблются от импульса из центральной нервной системы. От длины связок, размеров гортани и величины колец трахеи во многом зависит тип голоса.

Теория: как по нотам

VS05_027_Sverhchelovek.jpg

Тренинг: на все лады

Изучить возможности своего голосового аппарата поможет тирольское горловое пение, или йодль. Он представляет собой быстро меняющиеся фальцетные и «нормальные» (они называются модальными, или грудными) звуки. Такое сочетание звуков разной модальности позволяет голосу разноситься на большие расстояния и не искажаться из-за эха. Поэтому йодль помогал перекликаться альпийским пастухам.

В русской культуре аналогом йодля называют часто ауканье: при длинном «а-у-у-у-у!» «а» поется грудным голосом, «у-у-у-у» — фальцетом.

Все песни в йодле строятся вокруг трех нот: ля (грудной голос), ми (высокий фальцет) и ре (низкий фальцет) и их быстрого чередования.

000_FN8KU.jpg

1. Найдите ту фазу, когда у вас «ломается» голос и вы переходите на фальцет. Для этого начните тянуть звук «о», постепенно повышая тон. Почувствуйте точку, где голос как бы «ломается»: только что вы пели из груди — и вдруг перепрыгнули и начали петь горлом.

2. Пропойте то же самое «о» отрывисто, повышая голос на тон на каждом новом звуке.

3. Возьмите низкий тон — грудной, затем высокий — фальцетный. Попробуйте их быстро чередовать.

4. Распевайте фразу Little old lady Who? При этом Little old lady — грудным голосом, а Who? — фальцетом.

5. Научитесь переходить с одной ноты на другую как можно быстрее и легче.

Тренируйтесь на традиционной фразе йодля: «Хульрийоурри!»

Пьедестал: звуковое оформление

Голос для певца — основной инструмент. Но настраивает его каждый по-своему

054_fsn1577.jpg

Алессандро Морески (1858–1922) — единственный певец-кастрат, чей голос записан на фонограф. В 15 лет он стал первым сопрано Сикстинской капеллы. Предполагают, что у Морески была врожденная паховая грыжа, а кастрация тогда считалась лучшим способом ее лечения.

E2KMDN.jpg

Джимми Скотт (1925–2014) — джазовый певец, чей высокий голос был вызван генетическим заболеванием, синдромом Каллмана. Рост Джимми до 37 лет составлял всего 150 см (позже подрос на 20 см). Впервые синдром был описан только в 1944 году.

rexfeatures_1126422bf.jpg

Майкл Маньячи (р. 1976). У этого американца один из самых высоких оперных мужских голосов. Поет на грани сопрано, но не прибегает к фальцету. Утверждает, что генетической болезни у него нет, но по какой-то причине в пубертатном периоде гортань не удлинилась и голос не «сломался».

Фото: НАТАЛЬЯ ЛОГИНОВА / PHOTOXPRESS. RU, AFP (X2) / EAST NEWS, ALAMY, SPL / LEGION-MEDIA, FABIO DE PAOLA / SHUTTERSTOCK / REX / FOTODOM. RU

Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 5, май 2019

Подписка на журнал
 
# Вопрос-Ответ
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ