Как это устроено: путешествие в фонд художественного музея

Как это устроено: путешествие в фонд художественного музея

Художественный музей — это не только те произведения искусства, которые мы видим в выставочных залах, но и богатые фонды, реставрационные мастерские и художники, которые мечтают отдать свою работу на экспертизу в запасники. Музей — многослойная структура, и «Вокруг света» попытался разобраться в его устройстве.

GettyImages-651545502.jpg

«Просим извинения, эта работа находится на реставрации». Наверняка вы неоднократно видели такую надпись под фото картины, нуждающейся в подновлении. Произведения искусства требуют особого ухода, определенной влажности, уровня освещенности. Иногда их изымают из постоянной экспозиции и переводят в фонд, чтобы отреставрировать и затем снова выставить на экспозицию. Иногда работы хранятся в фондах долго. Иногда и вовсе не демонстрируются публике.

Что такое фонд и как он работает

Фонд — это место, где происходит работа по сохранению, исследованию и использованию музейных предметов. Перед тем как определить работу в фонд, научные сотрудники выявляют их музейную ценность. Это сложная работа, ведь ежедневно в музеи обращаются художники, коллекционеры, да и обычные люди с просьбой оценить работы, которые были найдены или куплены ими на барахолках.

Фонды регулярно пополняются работами, которые Федеральная служба безопасности Российской Федерации изымает у контрабандистов. Так, в Русский музей в сентябре этого года поступило малоизвестное произведение Алексея Саврасова — знаменитого русского пейзажиста второй половины XIX века, бывшего учителем великого отечественного импрессиониста Константина Коровина. Картина, переданная в Русский музей, называется «Зимний пейзаж».

Были и вопиющие случаи, когда картины из фондов продавали. В 1929–1934 гг. правительство СССР, чтобы получить иностранную валюту для оплаты технического обеспечения заводов, приняло решение продавать шедевры живописи из коллекции Эрмитажа, а также серебро, бронзу, скифское золото и нумизматику. Из запасников музея было отобрано почти три тысячи картин, и 48 шедевров не вернулись в Россию. Среди навсегда утраченных Эрмитажем картин были работы Тициана, Рафаэля, Рембрандта, Гудона, Ватто, Аверкампа. Многие из них сейчас хранятся в США — основными покупателями были музеи и коллекционеры из Америки.

GettyImages-1043730784.jpg

На стадии отбора предметов начинается процесс их изучения, цель которого — установить, имеют ли работы музейную ценность.

Чтобы получить доступ в фонд, необходимо быть сотрудником музея, так как обычным людям вход туда строго запрещен. И даже не каждому сотруднику разрешено бывать в фондах. Главный хранитель музея — не путать со смотрителем — имеет постоянный доступ к фонду. Ведь именно главный хранитель, правая рука директора, принимает поступающие в музей предметы. Затем они регистрируются в инвентарной книге, где им присваивается номер. Труд хранителя — это не просто бюрократическая бумажная волокита, но и непростая интеллектуальная работа. Этот человек должен уметь отделять «зерна от плевел», быть в курсе всех тенденций в сфере искусства, при этом следить за сохранностью культурных ценностей, вести их постоянный переучет.

Представьте себе: в Русском музее, самом большом по количеству произведений русского искусства, в фондах содержится почти пятьсот единиц хранения! В Третьяковской галерее — более ста восьмидесяти произведений искусства. А коллекция Эрмитажа располагается не только в Зимнем дворце на Дворцовой площади, но еще в Малом Эрмитаже, Старом Эрмитаже, Новом Эрмитаже, Эрмитажном театре, Запасном доме Зимнего дворца, Меншиковском дворце и здании Главного штаба. Есть даже Эрмитажный гараж, построенный по указанию Николая II в 1911 году. Он до сих пор используется по своему прямому назначению. В число работ, хранящихся в фондах Эрмитажа, входят произведения живописи, графики, скульптуры, нумизматики, декоративно-прикладного и народного искусства, а также архивные материалы. Мечта любого «музеемана» — посмотреть их все, но, к сожалению, это невозможно.

GettyImages-634062778.jpg

Другое дело — Алмазный фонд Московского Кремля, где хранятся украшения XVIII–XX веков. Сюда попасть не только можно, но даже нужно: располагается фонд в здании Оружейной палаты, экскурсии туда водят каждый день, кроме четверга, и посещение обойдется в 500 рублей. История создания фонда начинается с указа Петра Великого, согласно которому для особого хранения «принадлежащих государству вещей» выделялось специальное помещение, получившее позднее название Бриллиантовой комнаты. Знаменитая Большая императорская корона, которую можно увидеть не на одном изображении императрицы Екатерины II, хранится именно там. Кстати, именно при Екатерине Великой императорская коллекция пополнилась значительным количеством сокровищ, составляющим сейчас музейную, научную и историческую ценность.

Всем интересно, куда попадает работа после снятия с экспозиции. Ранее уже было сказано про реставрационные мастерские. Они есть при каждом музее. В нашей стране в 1918 году также была основана Комиссия по сохранению и раскрытию памятников древней живописи, сейчас это Всероссийский художественный научно-реставрационный центр им. академика И.Э. Грабаря. Там ведется реставрация, экспертиза художественных ценностей, а для любопытных организованы экскурсии, которые проводятся раз в неделю. Экскурсии на любой вкус: в мастерскую графики и редких книг, каменной скульптуры и тканей, темперной живописи, мебели, керамики и стекла, масляной живописи, документов. Экскурсия и посещение мастерской обойдется в 400 рублей, записываться необходимо заранее по телефону или электронной почте. Ежегодно в центре Грабаря реставрируется более тысячи произведений искусства из разных музеев России.

Часто произведения, не входящие в основную экспозицию музея, можно увидеть на тематических, так называемых монографических выставках, когда демонстрируются работы одного художника на разных этапах его деятельности.

Сейчас многие музеи имеют свои виртуальные филиалы (впервые такая технология появилась у Русского музея, а позже была освоена по всей России), приложения для смартфонов. Технологии позволяют увидеть то, что скрыто от глаз посетителей, даже не выходя из дома. Примеры известных приложений: «Русский музей: виртуальный филиал», приложение Artefact, Google: Arts & Culture.

Фото: Spencer Platt / Staff / Getty Images, Education Images / Contributor / Getty Images, Pacific Press / Contributor / Getty Images (x2)

Подписка на журнал
 
# Вопрос-Ответ