Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Золотой запас: как работает фонд художественного музея

Разбираемся, где хранятся произведения искусства, не выставленные в музейных залах, и можно ли их увидеть

Художественный музей — это не только те произведения искусства, которые мы видим в выставочных залах, но и богатые фонды, реставрационные мастерские и художники, которые мечтают отдать свою работу на экспертизу в запасники. Музей — многослойная структура, и «Вокруг света» попытался разобраться в его устройстве.

Золотой запас: как работает фонд художественного музея

На экскурсии в Государственной Третьяковской галерее

Источник:

Spencer Platt / Staff / Getty Images

«Просим извинения, эта работа находится на реставрации». Наверняка вы неоднократно видели такую надпись под фото картины, нуждающейся в подновлении. Произведения искусства требуют особого ухода, определенной влажности, уровня освещенности. Иногда их изымают из постоянной экспозиции и переводят в фонд, чтобы отреставрировать и затем снова выставить на экспозицию. Иногда работы хранятся в фондах долго. Иногда и вовсе не демонстрируются публике.

Что такое фонд музея

Фонд — это место, где происходит работа по сохранению, исследованию и использованию музейных предметов. Перед тем как определить работу в фонд, научные сотрудники выявляют их музейную ценность. Это сложная работа, ведь ежедневно в музеи обращаются художники, коллекционеры, да и обычные люди с просьбой оценить работы, которые были найдены или куплены ими на барахолках.

На стадии отбора предметов начинается процесс их изучения, цель которого — установить, имеют ли работы музейную ценность. Чтобы получить доступ в фонд, необходимо быть сотрудником музея, так как обычным людям вход туда строго запрещен. И даже не каждому сотруднику разрешено бывать в фондах. Главный хранитель музея — не путать со смотрителем — имеет постоянный доступ к фонду. Ведь именно главный хранитель, правая рука директора, принимает поступающие в музей предметы.

Затем они регистрируются в инвентарной книге, где им присваивается номер. Труд хранителя — это не просто бюрократическая бумажная волокита, но и непростая интеллектуальная работа. Этот человек должен уметь отделять «зерна от плевел», быть в курсе всех тенденций в сфере искусства, при этом следить за сохранностью культурных ценностей, вести их постоянный переучет.

Представьте себе: в Русском музее, самом большом по количеству произведений русского искусства, в фондах содержится почти 500 000 единиц хранения! В Третьяковской галерее — более 180 000 произведений искусства.

Золотой запас: как работает фонд художественного музея

Военная галерея 1812 года в Зимнем дворце (Главный музейный комплекс Государственного Эрмитажа)

Источник:

Education Images / Contributor / Getty Images

А коллекция Эрмитажа располагается не только в Зимнем дворце на Дворцовой площади, но еще в Малом Эрмитаже, Старом Эрмитаже, Новом Эрмитаже, Эрмитажном театре, Запасном доме Зимнего дворца, Меншиковском дворце и здании Главного штаба. Есть даже Эрмитажный гараж, построенный по указанию Николая II в 1911 году. Он до сих пор используется по своему прямому назначению.

В число работ, хранящихся в фондах Эрмитажа, входят произведения живописи, графики, скульптуры, нумизматики, декоративно-прикладного и народного искусства, а также архивные материалы (свыше 3 000 000 единиц хранения). Мечта любого «музеемана» — посмотреть их все, но, к сожалению, это невозможно.

Неожиданные приобретения и досадные утраты

Фонды регулярно пополняются работами, которые Федеральная служба безопасности Российской Федерации изымает у контрабандистов. Так в Русский музей поступило малоизвестное произведение Алексея Саврасова — знаменитого русского пейзажиста второй половины XIX века, учителя великого отечественного импрессиониста Константина Коровина. Картина, переданная в Русский музей, называется «Зимний пейзаж».

Были и вопиющие случаи, когда картины из фондов продавали. В 1929–1934 гг. правительство СССР, чтобы получить иностранную валюту для оплаты технического обеспечения заводов, приняло решение продавать шедевры живописи из коллекции Эрмитажа, а также серебро, бронзу, скифское золото и нумизматику.

Из запасников музея было отобрано почти три тысячи картин, и 48 шедевров не вернулись в Россию. Среди навсегда утраченных Эрмитажем картин были работы Тициана, Рафаэля, Рембрандта, Гудона, Ватто, Аверкампа. Многие из них сейчас хранятся в США — основными покупателями были музеи и коллекционеры из Америки.

Заглянуть в хранилище

Золотой запас: как работает фонд художественного музея

Копия Большой императорской короны (2012)

Источник:

Wikimedia Commons

Другое дело — Алмазный фонд Московского Кремля, где хранятся украшения XVIII–XX веков. Сюда попасть не только можно, но даже нужно: располагается фонд в здании Оружейной палаты, экскурсии туда водят каждый день, кроме четверга, и посещение обойдется в 800 рублей.

История создания фонда начинается с указа Петра Великого, согласно которому для особого хранения «принадлежащих государству вещей» выделялось специальное помещение, получившее позднее название Бриллиантовой комнаты. Знаменитая Большая императорская корона, которую можно увидеть не на одном изображении императрицы Екатерины II, хранится именно там. Кстати, именно при Екатерине Великой императорская коллекция пополнилась значительным количеством сокровищ, составляющим сейчас музейную, научную и историческую ценность.

Всем интересно, куда попадает работа после снятия с экспозиции. Ранее уже было сказано про реставрационные мастерские. Они есть при каждом музее. В нашей стране в 1918 году также была основана Комиссия по сохранению и раскрытию памятников древней живописи, сейчас это Всероссийский художественный научно-реставрационный центр им. академика И.Э. Грабаря. Там ведется реставрация, экспертиза художественных ценностей, Несколько раз в год проходят выставки, на которых демонстрируются прошедшие реставрацию работы. Ежегодно в центре Грабаря реставрируется более тысячи произведений искусства из разных музеев России.

Шедевры не художественной, но инженерной мысли, ранее недоступные широкой публике, получится увидеть на новой площадке Политехнического музея — он одним из первых в столице открыл свои фонды для посетителей. В них более 200 тысяч единиц хранения! Теперь уникальные предметы и механизмы — от единственного в мире сохранившегося русского автомобиля дореволюционной постройки «Руссо-Балт» до полных собраний всех типов телеграфных аппаратов и вычислительной техники — экспонируются в «Открытой коллекции».

Часто произведения, не входящие в основную экспозицию музея, можно увидеть на тематических, так называемых монографических выставках, когда демонстрируются работы одного художника на разных этапах его деятельности.

Сейчас многие музеи имеют свои виртуальные филиалы (впервые такая технология появилась у Русского музея, а позже была освоена по всей России), приложения для смартфонов. Технологии позволяют увидеть то, что скрыто от глаз посетителей, даже не выходя из дома. Например, в приложении Artefact собраны сокровища несколько сотен музеев России, которые можно посетить виртуально.

Материал опубликован в ноябре 2018, частично обновлен в ноябре 2023

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения