Космонавты наши меньшие: 5 знаменитых животных, которые побывали за пределами Земли

В СССР на орбиту отправляли собак, в США — шимпанзе, а французы посадили в ракету кошку

20 августа 1960 года на Землю вернулись запущенные днем ранее в космос собаки Белка и Стрелка. Их полет продолжался более 25 часов, а корабль совершил за это время 17 полных витков вокруг планеты. Белка и Стрелка стали первыми животными, которые совершили орбитальный космический полет и успешно вернулись на Землю. Vokrugsveta.ru вспоминает еще нескольких знаменитых животных, побывавших в космосе.

Белка (справа) и Стрелка
Bettmann / Contributor / Getty Images

Собака Лайка

СССР

К первому животному, которому предстояло попасть на околоземную орбиту, предъявлялись особые требования. Собака должна быть выносливой, весить не более 7 килограммов и, конечно, быть фотогеничной. Главными претендентками, прошедшими предполетную подготовку, стали собаки Лайка, Муха и Альбина. Последняя ждала потомство, а Муху «отбраковали» из-за кривизны лап. Так, в 1957 году, накануне 40-летия Октябрьской революции, в космос отправилась дворняга Лайка.

Лайка на монгольской почтовой марке

Готовившие космический аппарат к полету инженеры во главе с Сергеем Королёвым знали, что обратно собака не вернется. Планировалось, что на орбите она пробудет около недели, однако из-за ошибки Лайка погибла уже спустя 5–7 часов после старта и четырех витков вокруг Земли.

Ее трагическую судьбу разделили еще две собаки — Лисичка и Чайка, которых отправили в космос 28 июля 1960 года. Лишь третий «хвостатый» экипаж благополучно вернулся на Землю: 20 августа того же года мир приветствовал Белку и Стрелку.

Шимпанзе Энос

США

Так сложилось, что главные участники космической гонки, развернувшейся в середине прошлого века, выбрали для первых полетов разных животных: СССР — собак, а США — обезьян. Американцы начали эксперименты с приматами еще в конце 1940-х. Первые полеты совершались на «Фау-2» — баллистической ракете дальнего действия, разработанной немецким конструктором Вернером фон Брауном.

Вплоть до ноября 1961 года удавались лишь суборбитальные полеты — летательные аппараты поднимались по баллистической траектории со скоростью, недостаточной для вывода искусственного спутника Земли на орбиту. Первым астронавтом-шимпанзе стал Хэм, который поднялся на высоту 253 километра, совершив суборбитальный полет, но по-настоящему покорить орбиту было суждено другому примату.

Энос перед помещением в капсулу корабля
NASA, Public domain, via Wikimedia Commons

Космический аппарат «Меркурий-Атлас-5» с шимпанзе по кличке Энос на борту стартовал с мыса Канаверал 29 ноября 1961 года. Ракета-носитель вывела космический корабль на околоземную орбиту. Предполагалось, что корабль с обезьяной на борту совершит три витка вокруг Земли, однако из-за неисправности системы жизнеобеспечения и ряда других неполадок было принято решение о преждевременной посадке.

Капсула приводнилась в 410 километрах от Бермудских островов, и астронавта-шимпанзе подобрал экипаж одного из прибывших на место эсминцев. Полет Эноса был репетицией первого орбитального полета американского астронавта-человека. Эту миссию 20 февраля 1962 года успешно совершил Джон Гленн.

Кошка Фелисетт

Франция

Первой кошкой, побывавшей в космосе, стала «француженка» Фелисетт. Скорее всего, она же стала и последней кошкой, «подписавшейся» на подобную авантюру. По крайней мере, достоверно подтвержден только ее полет. Кстати, в космос улетала черно-белая безымянная кошка, подобранная с улиц Парижа, а кличку ей дали уже после возвращения на Землю.

Запуск кошки-астронавта состоялся 18 октября 1963 года с французского космодрома Хаммагир на западе Алжира. В отличие от миссий собаки Лайки и шимпанзе Эноса, полет Фелисетт не был орбитальным. Ракета-носитель поднялась на высоту около 160 километров, после чего произошло отделение капсулы с кошкой. Животное нормально перенесло полет — за состоянием покорительницы космоса с Земли следили с помощью имплантированных в мозг животного электродов.

К сожалению, вместо того чтобы приветствовать героиню, по возвращении на Землю кошку усыпили в ходе дальнейших исследований. Попытки запускать кошек в космос предпринимались и после полета Фелисетт, но они либо заканчивались неудачно, либо в последний момент отменялись.

Черепахи

СССР

В 1968 году в космос впервые отправились черепахи. Для полета на борту советского аппарата «Зонд-5» были выбраны две среднеазиатские (или степные) черепахи, которых часто содержат в квартирах в качестве домашних питомцев. Компанию на борту им составляли дрозофилы и жуки-хрущаки, а также несколько видов растений. Полет должен был показать, как живые организмы переносят перегрузки.

Корабль «Зонд-5» на советской марке
USSR Post, Public domain, via Wikimedia Commons

Аппарат совершил первый в истории облет вокруг Луны и вернулся на Землю 21 сентября 1968 года после недельного полета. Подобравшие в Индийском океане капсулу моряки экспедиционного судна «Василий Головин» были встревожены подозрительными звуками, раздающимися из аппарата. Только связавшись с учеными, спасатели узнали, что внутри шуршат космонавты-черепахи.

Из аппарата животных извлекли только в начале октября, когда рептилий доставили в Москву. Черепахи были активны и ели с аппетитом, что неудивительно: за свое путешествие они потеряли около 10% веса. Спустя семь лет СССР также запускал черепах в орбитальные полеты на борту беспилотного космического корабля «Союз-20». Тогда был установлен 90-суточный рекорд пребывания животных в космосе.

Таракан Надежда

Россия

В сентябре 2007 года на российском космическом аппарате «Фотон М-3» в космос отправилась тараканиха Надежда. Она стала не первым насекомым на орбите, но все-таки сумела оставить след в истории покорения космоса.

Для полета была выбрана самка рыжего таракана Blattella germanica
Blickwinkel via Legion Media

Надежда стала первым животным с Земли, давшим потомство, зачатое в космосе: уже после приземления у Надежды родились 33 детеныша. Надежда и прочие насекомые путешествовали внутри герметичного контейнера, за ними наблюдали с помощью видеокамер. Впоследствии зачатые в невесомости тараканы развивались нормально, главной их особенностью был слишком рано потемневший хитиновый покров.

Материал опубликован в ноябре 2017, частично обновлен в августе 2023