Гражданин кулис: что зашифровано в известной картине Эдгара Дега

Гражданин кулис: что зашифровано в известной картине Эдгара Дега

Первое впечатление часто бывает обманчиво. Как, например, в случае с «Голубыми танцовщицами» Эдгара Дега

BAL37504-.jpg

Нажмите для увеличения

Картина «Голубые танцовщицы»
Бумага, пастель 65×65 см
Около 1898 года
Ныне находится в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина в Москве

Манеру и тематику живописи, которые кажутся результатом напряженного творческого поиска художника, иногда определяют более прозаичные обстоятельства. Эдгара Дега еще его современники прозвали живописцем балерин. Он был завсегдатаем театров, однако тема балета затмила в творчестве Дега прочие далеко не сразу. В 1874 году умер его отец, оставив огромные долги, уничтожившие семейное дело — банк. Безбедное существование сына состоятельного банкира закончилось, и Дега пришлось всерьез задуматься о заработке живописью. Британский историк искусства Джон Кир связывает с этим начало «балетного бума» в творчестве художника в середине 1870-х: изображения прелестных танцовщиц хорошо продавались.

И импрессионистскую манеру письма Дега, можно сказать, приобрел поневоле. Художник, в отличие от собратьев, не стремился бросать на холст мимолетные впечатления. Но зрение, подводившее Дега еще в молодости, с годами катастрофически ухудшалось. Прорабатывать линии и мелкие детали на холсте было все труднее. Живопись пятнами, размытые формы, яркие тона — в 1890-е, спустя годы после распада группы импрессионистов, манера слепнущего Дега стала по-настоящему близкой их «канону».

1 Позы. На первый взгляд балерины движутся по кругу в танце. На самом деле девушки стоят на месте, поправляя одежду перед выходом на сцену. Художник предпочитал рисовать и писать балерин не во время выступления, а в обыденной обстановке: на репетициях, в гримерной, за кулисами.

2 Девушки. Точнее, девушка: позировала, скорее всего, одна натурщица, а не четыре. И вовсе не для картины. После смерти Дега среди его вещей были найдены три негатива фотографий балерины. Девушка — вероятно, одна и та же — снята в разных положениях, совпадающих с позами трех «голубых танцовщиц».

3 Палитра. «Цвета Дега стали последним и величайшим даром современному искусству», — восхищался американский исследователь Джордж Херд Гамильтон. Однако сам художник как-то заявил арт-дилеру Амбруазу Воллару, что охотнее ограничился бы черно-белой палитрой, но приходится учитывать вкусы публики: «Все наседают, требуют цвета…»

4 Костюмы. По словам Дега, в моделях-танцовщицах его как художника привлекала не столько девичья краса: «Балерины всегда были для меня предлогом, чтобы изобразить замечательные ткани и ухватить движение».

5 Пастель. В старости Дега предпочитал пастель маслу не только ради художественных возможностей этого материала, но и из-за слабеющего зрения. Пастель не требует высокой точности, ею удобно рисовать, стоя вплотную к холсту, — так глаза художника меньше напрягались.

6 Свет. В отличие от собратьев-импрессионистов, Дега не любил работать на пленере. Он предпочитал выписывать эффекты, создаваемые искусственным освещением. Возможно, оттого что глаза художника болели от яркого солнца.

7 Граница кадра. Фигуры девушек как будто произвольно обрезаны границами картины, и изображение кажется спонтанно выхваченным из жизни моментом. Однако Дега всегда тщательно продумывал композицию работ. «Нет искусства менее непосредственного, чем мое», — утверждал он.

Художник
Эдгар Дега

_002_496-15.jpg1834 — родился в Париже в семье банкира.
1855–1856 — посещал Школу изящных искусств.
1862 — познакомился с Эдуаром Мане и другими будущими импрессионистами.
Около 1870 — создал «Оркестр Оперы»; на картине — одно из первых изображений балерин в творчестве Дега.
1870–1871 — добровольцем участвовал во Франко-прусской войне; у Дега выявили проблему со зрением — отслоение сетчатки.
1881 — создал из подкрашенного воска, волос и ткани статуэтку «Четырнадцатилетняя танцовщица» — единственную скульптуру художника, выставлявшуюся при его жизни. Она произвела фурор.
1908 — почти потеряв зрение, не смог больше писать картины и переключился на скульптуру.
1912 — перестал работать окончательно: здоровье художника подкосил вынужденный переезд из дома, в котором он прожил более 20 лет (здание подлежало сносу по распоряжению властей).
1917 — умер от инсульта. Похоронен на кладбище Монмартр в Париже.

Фото: BRIDGEMAN / FOTODOM.RU, AFP / EAST NEWS

Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 9, сентябрь 2017

Подписка на журнал
 
# Вопрос-Ответ
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ