Без костей: чей язык длиннее

Если у людей длинный язык — повод для шуток, то у многих животных и птиц — орудие для добычи пропитания

Без костей: чей язык длиннее

Пожалуй, один из самых известных «лингвистических» рекордсменов мира животных — жираф: язык, которым длинношеее собирает листья с высоких веток, способен выдвигаться из ротовой полости на 40-50 см. Абсолютный же рекорд, согласно книге Гиннеса, принадлежит гигантскому муравьеду: есть свидетельства, как обитатель южноамериканских саванн «показывал» язык длиной 61 см. Впрочем, в животном мире есть немало видов с примечательными языковыми способностями.

Летучая мышь

Без костей: чей язык длиннее
Длинноязычная летучая мышь Андервуда, принадлежащая к семейству американских листоносых летучих мышей, летит высунув язык
Blickwinkel wia Legion Media

Среди млекопитающих самый длинный (по отношению к телу) язык у тонкогубой нектарной летучей мыши (Anoura fistulata) из семейства американских листоносых летучих мышей. Его длина примерно в 1,5 раза больше тела: само животное около 5,5 см в длину, а язык крошки — 8,5 см. Во рту он не помещается и «хранится» в грудной клетке.
Ареал — Эквадор.

Хамелеон

Без костей: чей язык длиннее
Пустынный хамелеон, распространенный в засушливых регионах Намибии
Kurt Mueller/Solent News & Photo via Legion Media

Язык длиннее самого хамелеона. Особь на фото вверху орудует языком около 20 см длиной, будучи сама примерно такого же размера. На то, чтобы «выстрелить» в жертву, у ящерицы уходит 0,07 секунды. Глаз человека за этим движением проследить не успевает.
Ареал — Африка, Гавайские острова, Индия, Шри-Ланка.

Шилоклювый дятел

Без костей: чей язык длиннее
Юный золотой шилоклювый дятел в гнезде

Язык птицы поддерживается гиоидным аппаратом (Y-образным скелетом). «Рожки» гиоида взрослого дятла, изгибаясь вперед через голову, достигают носовой полости. Прикрепленные к ним мускулы выталкивают язык, словно копье. Это эффективный пятисантиметровый инструмент для добычи муравьев.
Ареал — Северная и Центральная Америка, Куба.

Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 7, июль 2014, частично обновлен в августе 2023