Кровь с молоком

Кровь с молоком

Южная Эфиопия. Долина реки Омо. Объект всемирного наследия ЮНЕСКО. Территория, еще недавно нетронутая цивилизацией, теперь пересечена дорогами. Воины коренных племен выходят с палками вместо автоматов защищать право жить на земле отцов. «Оставьте в покое нас и наших коров», — говорят они

Все началось несколько лет назад с возведения каскада плотин на реке Омо. Одна из строящихся гидроэлектростанций — Gibe III — должна стать крупнейшей в Африке, удвоить энергетический потенциал Эфиопии, а также принести немалый доход в государственную казну. Часть полей, веками принадлежавших местным племенам — боди, мурси, сури, дасанеч, хамер, каро и другим, — будут затоплены, другая часть высохнет. Комитет Всемирного наследия ЮНЕСКО, правозащитные и экологические организации разных стран мира выступают против пуска электростанции, которая грозит разрушить экосистему в низовьях реки Омо, привести к изменению климата и образа жизни 200 000 коренных жителей. Они отличаются от обычных эфиопов, городские считают их дикарями, ведь члены племен до сих пор уродуют свою кожу шрамами, обмазывают тела глиной, вставляют в губу диски, удаляя передние зубы. Они поддерживают традиции кровной мести, их мальчики становятся настоящими мужчинами только после убийства врага. Их мужчины, обнаженными, с редкостной жестокостью бьются на длинных шестах. Они покупают жен за 25 коров и автомат Калашникова…

Готовясь к празднованию Нового года в июне, мужчины племени боди пьют много коровьей крови и молока, чтобы растолстеть. Каждая семья может выставить на традиционный конкурс одного неженатого кандидата. Самый упитанный становится победителем и завоевывает признание племени на год 

 

Слева: Анна из племени боди покинула свою деревню и уехала в город Арба-Мынч учиться на полицейского. В школе она скрывает шрамы: ей сказали, что так поступают с кожей только дикари
Справа: Скарификация (шрамирование) — способ украшения тела, широко распространенный в племенах долины Омо. Для того чтобы получить такие шрамы, на коже делают надрезы бритвой (как правило, не очень чистой) или шипом акации и внутрь раны втирается пепел или другое вещество, вызывающее воспаление. Через несколько дней все «красиво» заживает

 

Слева: Девушка по имени Торо из племени хамер предпочла новую жизнь: переехала, приняла христианство и учится в школе. В руках Торо держит свою фотографию двухлетней давности
Справа: Свадьба у сури — повод для властей продемонстрировать, что в племени все хорошо. Праздник с традиционными лепешками, пивом и танцевальным конкурсом проходит под контролем солдат с автоматами. Приз лучшим танцорам — дюжина яиц. Правда, для сури яйца, как для мусульман свинина

Найти калашников не проблема (оружие нелегально поставляется из Южного Судана). Проблема — не иметь его. Надо защищать угодья и стада от враждебных соседей. Суданские топоса нападают на сури, кенийские туркана сражаются с дасанеч, эфиопские племена также постоянно враждуют между собой. У правительства в такой ситуации всегда есть повод для вмешательства с применением оружия.

В регионе расквартировано 2000 солдат. Правительство силой сгоняет коренных жителей долины с их земель в новые поселки, выделяя по полгектара земли на семью. Но у каждой семьи в среднем по 50 коров-кормилиц, которым нужны пастбища. Скотоводы и земледельцы, те, кто не могут противостоять властям, вынуждены покинуть свои земли, другие — воины — прячутся в лесах и горах с оружием.

Надпись на стене школы в Тулгите, одном из поселений сури, на амхарском и английском языках гласит: «Цените свою жизнь». Вряд ли мальчик понимает ее. Уровень грамотности среди сури крайне низок 

 

Калашников — неотъемлемая часть жизни сури. Правительство обязало племена сдать оружие, но для сури остаться без автоматов — значит попасть в смертельную зависимость от соседей, суданских топоса. Сдавшие оружие пасут стада с деревянными калашниковыми через плечо, дабы ввести врагов в заблуждение 

Пастух сури жалуется: «Они отвели воду на свои плантации, и нашим животным нечего пить, не говоря уже о нас. Коровы дают меньше молока, и иногда нам приходится пить только кровь». Для того чтобы «добыть» кровь коровы, вену на ее шее прокалывают стрелой, выпущенной из лука с близкого расстояния. Под бьющую струю подставляют чашку, выдолбленную из тыквы. В это время воин гладит голову животного, извиняясь за причиненную ему боль. Когда набирается нужное количество крови, ранку замазывают глиной. Это старый обычай, от которого коровы якобы не страдают. Животное — это святое.

Правительственный план предполагает переселение людей в новые деревни, где у них будет возможность и обучаться, и лечиться. Пытаясь заставить замолчать противников программы, правительство заявляет, что орошаемые водой из Омо плантации хлопка, сахарного тростника и кукурузы дадут 150 000 рабочих мест для коренных жителей. И многие из них действительно начинают работать — за 30 евро в месяц. Потому что выбор невелик — или изгнание с земель, или работа на плантациях. Где хотя бы можно заработать на корову, на кровь и молоко.

Фото: Эрик Лаффорг

Ключевые слова: Африка, эфиопия
 
# Вопрос-Ответ
Кто живет в Гренландии?

Эскимосы, датчане и другие европейцы

Где впервые ввели правила дорожного движения?

Первые такие правила ввел Юлий Цезарь в Римской Империи