Идеальная пара

Идеальная пара

10 вещей, которые стоит знать о танго

Эрнан Оако и Кайса Сааринен танцуют танго на площади Эдундо Риверо в районе Сан-Тельмо Буэнос -Айреса.  Фото: HERNAN OACO

История танго началась в конце 19 столетия, но единого мнения относительно того, как появился этот танец, не существует до сих пор. Есть несколько версий.

Интернациональный продукт

К созданию аргентинского народного танца приложили руку представители не одной национальности. Африканцы подарили ему название— словом «танго» изначально называлось у них место для танцев. Привезенные в Буэнос-Айрес рабы африканцы собирались в таких закрытых местах в XVIII веке для плясок, но были вынуждены прекратить свои «байлес де негрос» из-за недовольства белого населения производимым ими шумом.

Танцевальные движения пришли из кубинской хабанеры и ее европейского варианта — андалузского танго, а также из польки и вальса. Музыка сформировалась за счет слияния милонги (креольского музыкального жанра) и пайяды (поэтической импровизации родом из сельской аргентинской глубинки). Итальянцы, которые к концу XIX века (1895 год) составляли более половины иностранного населения Буэнос-Айреса, добавили песням танго музыкальности. К тому же с их легкой руки у танца появилось достойное музыкальное сопровождение в виде аккордеона.А французы окультурили танец, убрали уличный оттенок, добавили театральности и страсти. В начале XX века Париж помешался на танго: его танцевали в салонах, кафе, кабаре и театрах, «танго» называли не только духи, но и ярко-оранжевый цвет.

Свобода и подчинение

Обычно мужчина приглашает станцевать танду (сет из четырех песен) пристальным взглядом. Если женщина не желает принимать приглашение, она отводит глаза. Выбор всегда остается за ней. Поэтому Ямила Ивонне, преподаватель танго в одной из школ Буэнос-Айреса, считает, что у партнеров в танго роли разные, но одинаково главные. «Мужчина предлагает движения, а женщина должна угадать и разделить его посыл. В то же время она вправе добавить свои маленькие элементы для украшения танца и мужчина отвечает на них. Танго — это диалог, даже ошибки, совершенные в танце одним, другим могут быть восприняты как импровизация, как новое предложение».

Ведя партнершу в танце, мужчина уверен в себе настолько же, насколько в том, что женщина наслаждается каждым движением. Его сила в мужественности. Ее — в женственности.

Слишком мало женщин

В 1880 году Буэнос-Айрес стал резиденцией федерального правительства Аргентины и начал стремительно развиваться. На берега Ла-Платы тысячами хлынули крестьяне из аргентинской глубинки (гаучо) и иммигранты — безработные из Италии, Германии, Франции. В поисках заработка они оставили дома, семьи и любимых женщин на другом конце земного шара. Приезжие селились на окраинах в многоквартирных домах-общежитиях, а на улицах царило вавилонское смешение языков. Мужское население превышало женское как минимум в три раза. Из естественной необходимости общаться друг с другом в иммигрантской среде родился особый жаргон «лунфардо» — грубоватая смесь из разных языков. На этом уличном языке сочинялись куплеты о суровой мужской жизни вдали от дома и любимой, под которые стали танцевать танго. А за женской лаской шли в публичные дома. Но при всем изобилии таких заведений девушек на всех не хватало. В ожидании своей очереди мужчины коротали время, танцуя друг с другом. Согласно одной из версий, таким образом родилось танго.

В Буэнос-Айресе, в районе Ла-Бока, на улицах Магеллана
и Каминито стены многих домов покрыты подобными
картинами и граффити, напоминающими, что именно
здесь более 100 лет назад и родилось танго 

Мужчины никогда не танцевали танго с мужчинами

По другой версии, танцевали все-таки с обитательницами публичных домов в специальных аванзалах. У преподавателя танго в московской школе «Ла Милонга» аргентинца Эрнана Оако свое мнение: «Мужчины никогда не танцевали друг с другом танго, как принято считать. Разучивали движения — да, практиковались друг с другом, прежде чем предстать перед женщиной в лучшем свете. В конце XIX века конкуренция была беспощадна, за женщину буквально приходилось бороться».

Ковбойский танец

Существует и еще одно предположение, согласно которому в основу танго лег маламбо —  традиционный танец аргентинских ковбоев из пампы. Выглядел он как состязание между гаучо, которое могло длиться по 6–7 часов. Двое мужчин становились друг напротив друга и по очереди демонстрировали танцевальные способности, переходя от традиционных движений к импровизации. Побеждал тот, чья импровизация была более виртуозной.

Криминальный дух

Хорхе Луис Борхес, аргентинский писатель, поэт и исследователь танго, сказал: «Без улиц и вечеров Буэнос-Айреса нельзя написать танго» — и подарил миру свою версию происхождения «опасного танца». На окраинах аргентинской столицы конца XIX века царил криминальный дух. Иммигранты и гаучо часто затевали ссоры, заканчивающиеся креольской дуэлью — поединком на ножах, во время которого противники танцевали глаза в глаза. Понятно, что часто в основе таких ссор была борьба за право обладать женщиной. Из креольской дуэли, по утверждению писателя, и родилось
танго.

Сила и нежность

Танец, рожденный в интернациональной среде, все еще является отражением аргентинских традиций. Мачо не будет терпеть лидерства женщины. Большинство аргентинских женщин согласится с ним. Но в Европе и Америке давно господствуют другие ценности. Тем не менее танго становится все более популярным в разных странах мира, особенно в Японии, Турции, России и Финляндии. По мнению Эрнана Оако, между этими странами есть кое-что общее: «Их жителям свойственна рефлексия, обращенная в прошлое. Что касается русских, мне кажется, им присущ страстный темперамент, но веками воспитанная сдержанность не позволяет им проявлять его в полной мере. Раскрыться им помогает танго, о чем свидетельствует впечатляющее количество танцевальных школ. Только в Москве их насчитывается около шестидесяти».

В реквизите уличных фотографов в Аргентине всегда есть шаблон-картина с изображением танцующей пары с отверстиями для лиц 

Финское танго

Если верить Оако, по-настоящему танго «накрыло его» 10 лет назад в Финляндии, куда он уехал работать в начале 2000-х. «Как-то раз я забрел на милонгу и был удивлен увиденным: финны вели себя в танце, как аргентинцы. Для меня это стало открытием — найти кусочек своей страны так далеко от дома! Я ощутил, что танго — это дверь в мою культуру». Неизменный партнер Эрнана, финка Кайса Сааринен, уверяет, что в ее стране танго чрезвычайно популярно. «Этот танец появился в Финляндии в 1914 году и вот уже 100 лет продолжает покорять одно поколение за другим.Возможно, любовь к аргентинскому танцу объясняется нехваткой тепла. А в танго ты постоянно находишься в тесном контакте с партнером», — с улыбкой говорит она.

Лекарство от старости

Что касается причин, по которым люди так сильно увлекаются танго, рациональная Сааринен, экономист по образованию, выделяет следующие: «Во-первых, оно положительно влияет на мозг. Есть мнение, что танцующие танго реже страдают от болезней Альцгеймера и Паркинсона. Во-вторых, оно универсально и подходит для любого возраста и национальности. В танго ты можешь стать профессионалом даже в 80 лет. А в-третьих, возникающее в танце чувство близости манит и вызывает привыкание, как наркотик».

Идеальная пара

Возможно, рациональная финка умалчивает о главном. О том, что действительно делает танго популярным сегодня: ностальгия танцоров по «несовременной», уходящей модели отношений мужчины и женщины. Сильный и надежный мужчина, принимающий решения. Все понимающая нежная женщина, готовая довериться. Две вечные стихии — власть и страсть, перед которыми не многие в силах устоять. Главное — правильно разделить роли между мужчиной и женщиной, и тогда каждый получит свою дозу счастья. Хотя бы в танце.

 
# Вопрос-Ответ