Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Идеальная пара: почему танго остается танцем эмоций и чувств

Мужчина покоряет, женщина покоряется — несовременная модель отношений, теперь все равны. И только танго возвращает нас в мир, каким он однажды был

«Любая техника убивает эмоции. А без них танго не станцевать» — так считает ар­гентинец Эрнан Оако, преподаватель танго в московской школе «Ла Милонга» (в 2013-м. — Прим. Vokrugsveta.ru). Он убежден, что мастерство танцора не в хореографии, а в том, насколько он чувствует музыку и партнера. Мужчина — женщину. Женщина — мужчину.

Идеальная пара: почему танго остается танцем эмоций и чувств
Эрнан Оако и Кайса Сааринен танцуют танго на площади Эдундо Риверо в районе Сан-Тельмо Буэнос-Айреса
Источник:
HERNAN OACO

Ответственность и безопасность

Первое воспоминание Эрнана Оако о танце связано с бабушкой и дедушкой. В дет­стве он с интересом наблюдал за пируэтами, которые те выводили в гостиной своего дома в Буэнос-Айресе.

Стоило им обняться в танце, как утихали все споры, регуляр­но случавшиеся между экспрессивной итальянкой и гордым баском. Наступал вол­шебный миг гармонии. Мужчина властвовал, женщина вверяла себя ему в руки, раз­деляя его волю. Для супругов, проживших вместе 50 лет, танго было образом жизни.

Идеальная пара: почему танго остается танцем эмоций и чувств
В Буэнос-Айресе, в районе Ла-Бока, на улицах Магеллана и Каминито стены многих домов покрыты подобными картинами и граффити, напоминющими, что именно здесь более 100 лет назад и родилось танго
Источник:
Yefim Bam / Alamy via Legion Media

В аргентинском танце заложена идея мужского доминирования. Роли в тан­го распределены не так, как в старых парных танцах, где женщина была королевой, которую с почтением «сопровождали». Здесь все наоборот. «Главная роль принад­лежит мужчине, — говорит Эрнан Оако. — Он управляет женщиной, ведет ее, дикту­ет движения. В танго — его эго. Говоря „танго“, мужчина говорит „я“. На нем боль­шая ответственность, ведь в его руках женщина должна чувствовать себя безопасно. Для настоящего тангеро (танцора танго) намного важнее умение женщины следо­вать ему, чем цвет ее глаз».

Настоящему тангеро нужно быть аргентинским мачо — абсолютно уверенным в себе, точно знающим, что нужно его женщине, и способным ей это дать. Без этого танго не станцевать. А еще — без знания истории танца, значения и смысла песни, под которую он исполняется.

Правила и импровизации

В 1880 году Буэнос-Айрес стал резиденцией федерального правительства Аргенти­ны и начал стремительно развиваться. На берега Ла-Платы тысячами хлынули кре­стьяне из аргентинской глубинки (гаучо) и иммигранты — безработные из Италии, Германии, Франции…

Идеальная пара: почему танго остается танцем эмоций и чувств
Источник:
Eric Hui / Alamy via Legion Media

В поисках заработка они оставили дома, семьи и любимых женщин на другом конце земного шара. Приезжие селились на окраинах в много­квартирных домах-общежитиях, а на улицах царило вавилонское смешение язы­ков. Мужское население превышало женское как минимум в три раза. Из естествен­ной необходимости общаться друг с другом в иммигрантской среде родился особый жаргон «лунфардо» — грубоватая смесь из разных языков.

На этом уличном языке сочинялись куплеты о суровой мужской жизни вдали от дома и любимой, под которые стали танцевать танго. А за женской лаской шли в публичные дома. Но при всем изобилии таких заведений девушек на всех не хватало. В ожидании своей очереди мужчины коротали время, танцуя друг с другом. Согласно одной из версий, таким образом родилось танго.

По другой версии, танцевали все-таки с обитательницами публичных домов в специальных аванзалах. У Эрнана Оако свое мнение: «Мужчины никогда не танцевали друг с другом танго, как принято считать. Разучивали движения — да, практиковались друг с другом, прежде чем предстать перед женщиной в лучшем свете. В конце XIX века конкуренция была беспощадна, за женщину буквально приходилось бороться».

Существует и еще одно предположение, согласно которому в основу танго лег маламбо — традиционный танец аргентинских ковбоев из пампы. Выглядел он как состязание между гаучо, которое могло длиться по 6–7 часов. Двое мужчин становились друг напротив друга и по очереди демонстрировали танцевальные способности, переходя от традиционных движений к импровизации. Побеждал тот, чья импровизация была более виртуозной.

Идеальная пара: почему танго остается танцем эмоций и чувств
В реквизите уличных фотографов в Аргентине всегда есть шаблон-картина с изображением танцующей пары с отверстиями для лиц
Источник:
nobleIMAGES / Alamy via Legion Media

Хорхе Луис Борхес, аргентинский писатель, поэт и исследователь танго, сказал: «Без улиц и вечеров Буэнос-Айреса нельзя написать танго» — и подарил миру свою версию происхождения «опасного танца».

На окраинах аргентинской столицы конца XIX века царил криминальный дух. Иммигранты и гаучо часто затевали ссоры, заканчивающиеся креольской дуэлью — поединком на ножах, во время которого противники танцевали глаза в глаза. Понятно, что часто в основе таких ссор была борьба за право обладать женщиной. Из креольской дуэли, по утверждению писателя, и родилось танго.

Короли танго

Идеальная пара: почему танго остается танцем эмоций и чувств
Астор Пьяццолла (1921-1992)
Источник:
Eduardo Comesaña / Alamy via Legion Media

День танго отмечают 11 дека­бря — в день рождения Карло­са Гарделя, выдающегося пев­ца и композитора. Свое первое танго — «Моя грустная ночь» — аргентинец французского про­исхождения записал в 1917 году. За три года его бархатный те­нор покорил Европу и Америку. Певец погиб в 1935 году в авиа­катастрофе во время гастроль­ного турне.

Незадолго до этого произошла его встреча с 13-летним Астором Пьяццоллой. Тот играл на аккордеоне, и Гардель, иронизируя над его способно­стями, сказал будущей звезде: «Мальчик, ты играешь на аккордеоне, как галисиец».

Астор Пьяццолла стал вто­рой после Гарделя важной фигу­рой в истории танца. Компози­тор утверждал, что в Аргентине все возможно поменять, кроме танго. И сам же опроверг это ут­верждение, осовременив танго в тот момент, когда оно в этом особенно нуждалось. В 1955-м Пьяццолла вернулся на родину и увидел, что танго почти потеряло популярность. Тогда он разбавил классическую мелодию джазом, в результате чего возникло новое направление tango nuevo. Модернистский подход, имевший успех во всем мире, восприняли на родине танго лишь в 1980-х, когда композитору было уже 60.

Многие произведения Пьяццолла написал на стихи Хорхе Луиса Борхеса.

Свобода и подчинение

Обычно мужчина приглашает станцевать танду (сет из четырех песен) пристальным взглядом. Если женщина не желает принимать приглашение, она отводит глаза. Да, женщина не каждому предоставит право себя подчинить. Выбор всегда остается за ней.

Идеальная пара: почему танго остается танцем эмоций и чувств
Источник:
Nicholas Tinelli / Alamy via Legion Media
Идеальная пара: почему танго остается танцем эмоций и чувств
Источник:
Nacho Calonge / Alamy via Legion Media

Поэтому Ямила Ивонне, преподаватель танго в одной из школ Буэнос-Айреса, считает, что у партнеров в танго роли разные, но одинаково главные. «Мужчина предлагает движения, а женщина должна угадать и разделить его посыл. В то же время она вправе добавить свои маленькие элементы для украшения танца и мужчина отвечает на них. Танго — это диалог, даже ошибки, совершенные в танце одним, другим могут быть восприняты как импровизация, как новое предложение».

Ямила Ивонне, как и Эрнан Оако, впитала энергетику танго с раннего детства. Одна ее бабушка в молодости играла на бандонеоне (немецкий аккордеон — главный музыкальный инструмент, используемый в танго), а вторая любила петь и танцевать. Да и родители разделяли всеаргентинскую страсть.

Ямила постигала азы танго в католической начальной школе, продолжила в танцевальной школе имени Хосе Неглиа, где получила диплом. «По-настоящему танцевать я начала восемь лет назад, когда научилась импровизировать, — рассказывает она. — Разговаривая на языке движений, слушая друг друга и обмениваясь взаимными предложениями, пара ста­новится одним целым. Но для того чтобы отвечать на импровизацию, нужно в пер­вую очередь быть уверенной в себе, только тогда ты сможешь доверять партнеру и слышать ритм вместе с ним. Лично мне танго дает чувство свободы, в нем я само­выражаюсь, удивляю и делюсь».

Ведя партнершу в танце, мужчина уверен в себе настолько же, насколько в том, что женщина наслаждается каждым движением. Его сила в мужественности. Ее — в женственности.

РОДОСЛОВНАЯ
Интернациональный продукт

Идеальная пара: почему танго остается танцем эмоций и чувств
Источник:
Karol Kozlowski Premium RM Collection / Alamy via Legion Media

К созданию аргентинского на­родного танца приложили руку представители не одной наци­ональности. Африканцы пода­рили ему название — словом «танго» изначально называлось у них место для танцев. Приве­зенные в Буэнос-Айрес рабы-африканцы собирались в таких закрытых местах в XVIII веке для плясок, но были вынуждены прекратить свои «байлес де негрос» из-за недовольства белого населения производимым ими шумом.

Танцевальные движения пришли из кубинской хабане­ры и ее европейского вариан­та — андалузского танго, а так­же из польки и вальса. Музыка сформировалась за счет слия­ния милонги (креольского му­зыкального жанра) и пайяды (поэтической импровизации ро­дом из сельской аргентинской глубинки). Итальянцы, которые к концу XIX века (1895 год) со­ставляли более половины ино­странного населения Буэнос- Айреса, добавили песням танго музыкальности. К тому же с их легкой руки у танца появилось достойное музыкальное сопро­вождение в виде аккордеона.

Второе поколение итальянских иммигрантов дало выдающихся композиторов и танцоров танго (Эрнесто Понцио, Хуан Мальо, Франсиско Канаро). От немцев пришел бандонеон — музыкаль­ный инструмент, звук которого выражал всю полноту эмигрант­ской ностальгии. А францу­зы окультурили танец, убрали уличный оттенок, добавили теа­тральности и страсти. В начале XX века Париж помешался на танго: его танцевали в салонах, кафе, кабаре и театрах, «тан­го» называли не только духи, но и ярко-оранжевый цвет.

Сила и нежность

Танец, рожденный в интернациональной среде, все еще является отражением аргентинских традиций. Мачо не будет терпеть лидерства женщины. Большинство аргентинских женщин согласится с ним. Но в Европе и Америке давно господствуют другие ценности. Тем не менее танго становится все более популярным в разных странах мира, особенно в Японии, Турции, России и Финляндии.

По мнению Эрнана Оако, между этими странами есть кое-что общее: «Их жителям свойственна рефлексия, обращенная в прошлое. Что касается русских, мне кажется, им присущ страстный темперамент, но веками воспитанная сдержанность не позволяет им проявлять его в полной мере. Раскрыться им помогает танго, о чем свидетельствует впечатляющее количество танцевальных школ. Только в Москве их насчитывается около шестидесяти».

Идеальная пара: почему танго остается танцем эмоций и чувств
Источник:
Nicholas Tinelli / Alamy via Legion Media

Если верить Оако, по-настоящему танго «накрыло его» в Финляндии, куда он уехал работать в начале 2000-х. «Как-то раз я забрел на милонгу и был удивлен увиденным: финны вели себя в танце, как аргентинцы. Для меня это стало открытием — найти кусочек своей страны так далеко от дома! Я ощутил, что танго — это дверь в мою культуру».

Неизменный партнер Эрнана, финка Кайса Сааринен, уверяет, что в ее стране танго чрезвычайно популярно. «Этот танец появился в Финляндии в 1914 году и вот уже 100 лет продолжает покорять одно поколение за другим.Возможно, любовь к аргентинскому танцу объясняется нехваткой тепла. А в танго ты постоянно находишься в тесном контакте с партнером», — с улыбкой говорит она.

Кайса выросла в стране, в которой женщины одними из первых в Европе получили избирательное право (в 1906 году) и постепенно добились гендерного равноправия. Поэтому поначалу она не понимала, как это взять и поддаться мужчине. «На пер­вых занятиях я говорила: ок, покажите мне движение и я его повторю. Но мне отве­чали, что я должна довериться партнеру. Для меня разделить интересы мужчины было испытанием, но со временем я приняла правила танго. Оказалось, что они от­крывают неповторимую сущность каждой женщины».

Что касается причин, по которым люди так сильно увлекаются танго, рациональная Сааринен, экономист по образованию, выделяет следующие: «Во-первых, оно положительно влияет на мозг. Есть мнение, что танцующие танго реже страдают от болезней Альцгеймера и Паркинсона. Во-вторых, оно универсально и подходит для любого возраста и национальности. В танго ты можешь стать профессионалом даже в 80 лет. А в-третьих, возникающее в танце чувство близости манит и вызывает привыкание, как наркотик».

Возможно, рациональная финка умалчивает о главном. О том, что действительно делает танго популярным сегодня: ностальгия танцоров по «несовременной», уходящей модели отношений мужчины и женщины. Сильный и надежный мужчина, принимающий решения. Все понимающая нежная женщина, готовая довериться. Две вечные стихии — власть и страсть, перед которыми не многие в силах устоять. Главное — правильно разделить роли между мужчиной и женщиной, и тогда каждый получит свою дозу счастья. Хотя бы в танце.

Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 8, август 2013, частично обновлен в апреле 2023

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения