9 сентября 2006
Животные «изобретают»

Можно сказать и так — «изобретают». С некоторой натяжкой, конечно. Нас долго приучали к мысли, что разума у животных нет. А как же они производят те или иные действия? «Инстинктивно», — говорили нам. Сегодня взгляд на этот вопрос несколько иной. Наконец-то признано, что многие из них действуют осмысленно. Но мыслят они, разумеется, по-своему.

Вот что говорит Беджимин Бек, психолог, занимающийся сравнительным анализом в Смитсоновском институте (США): «Теперь мы уже не рассматриваем применение орудий труда как основной фактор развития человека». Такое заявление ученый сделал на основе многочисленных фактов, добытых наукой за последние десятилетия.

Еще в 60-х годах биолог Джейн Гудолл, проводя наблюдения над приматами, видела, как шимпанзе пользовался маленьким прутиком для исследования внутренности термитника. Позднее ученые обнаружили, что умение пользоваться орудиями труда демонстрируют около 15 видов птиц! Классический пример — африканский орел-стервятник, который разбивает камнем толстую скорлупу яйца страуса. Редкая фотография орла за работой обошла в свое время многие издания мира. Но если этот стервятник колет яйцо страуса стоя на земле, то австралийский хохлатый коршун бросает камень на яйца страуса эму с воздуха. Или такой пример.

Бородачи-ягнятники, довольно крупные птицы, питаются в основном падалью. Они большие любители костного мозга. Но как до него добраться? Птица камнем колет трубчатые кости, а затем извлекает из них мозг языком. Любимая пища этих птиц, живущих в Греции, — черепахи. Но ведь большая часть тела черепахи находится под защитой панциря. Ну и что же? Ведь если подумать, то можно достать его и оттуда. Птица поднимает черепаху в воздух и с высоты бросает се на камни. И уже из расколовшегося панциря извлекает мясо.

В наши дни многие ученые уделяют большое внимание исследованию беспозвоночных. Как это ни удивительно, но и эти примитивные существа пользуются орудиями труда. Однажды в Коста-Рике зоолог университета штата Северная Каролина (США) Элизабет Макмэн внимательно наблюдала, сидя у термитника, как обитатели колонии старательно заделывали образовавшуюся в нем щель. «Вдруг я заметила, — рассказывает она, — как зашевелилась маленькая частичка термитника. Сначала я подумала, что это мне просто показалось, но затем увидела пред собой одно из тропических насекомых — клопа-хищника, обладающего уникальным способом добывания себе пищи».

Замаскировав себя под материал, из которого сделан термитник, он терпеливо выжидал у одного из выходов появления рабочего термита. Пойманное насекомое клоп унес в сторону и высосал все мягкие внутренности, оставив нетронутой оболочку.

А вот еще одно доказательство сообразительности животных. На Галапагосских островах, расположенных на экваторе, обитает несколько видов дарвиновых вьюрков. И каждому из них присуща своя форма клюва. У одних он относительно тонкий, приспособленный к склевыванию с листков тлей и мелких ягод, у других — похож на клюв попугая. Эти лакомятся фруктами и насекомыми. У третьих — клюв заострен, и им удобно клевать мелкие семена и вытаскивать клешей из складок кожи у игуан.

Животные «изобретают»

Водится здесь и вьюрок, выполняющий роль дятла (настоящих дятлов на островах нет). Своим толстым прямым клювом он долбит кору дерева, добывая себе пищу. Но так как у него нет длинного, как у дятла, языка, который помогал бы ему добираться до вкусной еды, он придумал себе уловку. Вроде бы слово «придумал» нужно взять в кавычки, но не хочется. Ну как объяснить, что вьюрок стал вытаскивать из отверстия в дереве червяков с помощью иглы кактуса или тонкого прутика? Он энергично копается им в отверстии... и вот уже червяк у него в клюве. Конечно, додумались птицы до этого не в одночасье. Кто знает, сколько лет понадобилось матери-природе, чтобы обучить вьюрка такому вроде бы и нехитрому делу. Впрочем, нехитрому ли? Смотря для кого.

По материалам иностранной печати