Муза великой Голландии

Муза великой Голландии

Вермера все знают как бытового живописца, однако среди его работ есть и аллегорическое полотно, посвященное славе его родины

Фото: AKG/EAST NEWS

1. Клио традиционно считается музой истории, однако под ее покровительством не только ученые-гуманитарии, но и художники, поскольку в задачу и тех и других входит восхваление и прославление прошедших событий. Поэтому Клио еще называют музой славы.
2. Лавровый венок — символ доблести и благородства, которым Клио награждает героев.
3. Труба — символ победы, достойной быть воспетой трубным гласом .
4. Книга — аллегория исторического знания. Для усиления образа обычно изображали либо «Историю» Геродота, либо «Историю» Фукидида, посвященную Пелопоннесской войне.
5. Карта Нидерландов. Символ величия родины Вермера. На ней изображены так называемые Семнадцать провинций , составлявших Нидерланды в XVI веке. В то время территория Голландии достигла своего максимального размера в составе Священной Римской империи германской нации. Позже в результате войн с Испанией эти земли были разделены на две части — северную, свободную (Голландию), и южную, оставшуюся в составе владений Испании (Фландрию).
6. Костюм живописца называется бургундским дублетом. К концу XVII века он уже устарел. Но Вермер изображает себя именно в нем, и в этом тоже кроется политический подтекст. Бургундский округ — так называлась территория, в которую входили Нидерланды в XVI веке.
7. Надпись вверху карты гласит: «Новые Семнадцать провинций Внутренней Германии (Нидерландов) с описанными и точными сведениями и новыми данными, собранными Николаем Пискатором» (NOVA XVII PROV[IN]CIARUM [GERMANIAE INF] ERI[O]RIS DESCRIPTIO ET ACCURATA EDIT[A P]ER NICOLAUM PISCATOREM).
8. Гравированные виды городов — Брюсселя, Люксембурга, Амстердама, Гааги, Антверпена и других — обрамляют карту с правой и левой сторон. Особенно выделена Гаага. Клио держит трубу прямо напротив нее. Этот город во время революции XVI века был первой резиденцией правительства освобожденных от испанской власти Нидерландов. Сама революция — первостепенный источник национальной гордости голландцев.
9. На столе лежит маска Вильгельма Оранского. Вильгельм был первым штатгальтером (наместником) революционных Нидерландов.
10. Двуглавый орел на канделябре — герб династии Габсбургов. Вермер всегда симпатизировал католическим королям. Он и сам был католиком, хотя большинство голландцев исповедуют протестантизм.

Картина «Аллегория живописи» занимала в жизни голландского художника Яна Вермера Делфтского (1632–1675) особое место. Это было единственное полотно, которое мастер не продал, даже несмотря на большие долги, и завещал потомкам хранить холст в память о нем. «Аллегория» — картина-презентация, подготовленная для посетителей мастерской живописца на случай, если вдруг все прочие работы художника окажутся разобраны заказчиками. На ней изображена Клио, муза истории и живописи. Она держит в руках книгу и трубу — иконографические атрибуты, характерные для аллегорий того времени. Но этим шифр картины не исчерпывается. Написанный на ней интерьер — особый мир символов, рассказывающий о политических событиях, происходивших в год создания полотна (1673).

В то время шла Франко-голландская война. Вначале успех был на стороне голландцев, что способствовало подъему национального духа, и Вермер не остался в стороне от радости соотечественников. Именно поэтому на картине столько деталей, прославляющих историю родины Вермера. Клио в этом контексте воспринимается уже не только как муза мастера, но и как вестница военной славы его народа.

 
# Вопрос-Ответ