Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Вместилище народного духа: как Барселона обзавелась одной из главных архитектурных достопримечательностей

Каталонцы всегда считали себя отдельным народом, не таким, как другие испанцы. Свою инаковость они всячески подчеркивают. Чтобы убедиться в этом, достаточно посетить Дворец музыки в Барселоне

В самом конце XIX века, с началом эпохи модерна, у европейских народов (впервые со времен романтизма) возродился интерес к своему прошлому. Прежде всего это коснулось многонациональных империй. Их населяли этносы, связанные лишь политически, и каждый стремился сохранить свою культуру. Беспокоила судьба собственной культуры и отдельные народности в относительно мононациональных странах, таких как Испания, где есть автономные районы, жители которых говорят на языках, отличных от государственного кастильского. К таковым относится Каталония.

Вместилище народного духа: как Барселона обзавелась одной из главных архитектурных достопримечательностей
Источник:
Tudoi61, CC BY-SA 4.0 , via Wikimedia Commons

Каталонцы особенно гордятся своей песенной традицией, восходящей к эпохе трубадуров. В конце XIX века в столице провинции Барселоне фольклорные коллективы появлялись как грибы после дождя. Наибольшей популярностью пользовался хор «Каталонский Орфей». Его создатели Люис Мильет и Амадеу Вивес в конце концов решили, что им необходим собственный концертный зал.

Вместилище народного духа: как Барселона обзавелась одной из главных архитектурных достопримечательностей
Люис Доменек-и-Монтанер (1850-1923)
Источник:
Wikimedia Commons

Средства были собраны по подписке, и за дело принялся Люис Доменек-и-Монтанер — один из самых талантливых архитекторов Испании. Он задумал создать не просто концертный зал, а настоящий дворец музыки в национальном стиле — Палау де ла Мусика Каталана. Работы велись четыре года (1905–1908).

По словам Роберта Хьюза, историка Барселоны, «по концептуальной смелости, блеску, крайнему символизму, декоративному эффекту ничего подобного не будет построено в Барселоне больше никогда». На первом этаже здания Доменек-и-Монтанер разместил репетиционные комнаты, на втором — зал. Крыша дворца представляет собой прозрачный купол, так что сцена днем не нуждается в дополнительном освещении. Две внешние стены зрительного зала также стеклянные — прозрачные панели крепятся к стальному каркасу.

Дворец воспринимается как волшебный фонарь, в котором постоянно меняется освещение. Везде фигурное стекло (им славилась средневековая Каталония), мозаика и богатый декор в стиле каталонская готика.

Творение Доменека-и-Монтанера вызвало всеобщий восторг. Однако когда на смену модерну пришел неоклассицизм, отношение к этому архитектурному шедевру стало меняться, все громче раздавались голоса, что зал не более чем «хаотическое нагромождение каталонского хлама» и его следует снести. Но этому воспротивились многочисленные поклонники музыки. Сейчас дворец находится под защитой ЮНЕСКО как один из лучших архитектурных памятников Испании.

Вместилище народного духа: как Барселона обзавелась одной из главных архитектурных достопримечательностей
Источник:
AISA/VOSTOCK PHOTO

1. Золотая звезда на витражном куполе — солярный символ и знак божественной полноты.

2. Бюст Жозепа Ансельма Клаве (1824-1874) — неутоми­мого собирателя народных песен.

3. Восемнадцать дев. Это духи каталонской музыки, присутствовав­шие в народной культуре еще в языческие времена. Каждой деве отвечает какой-то музыкальный инструмент, песенный или танцевальный жанр. В от­личие от муз они облаче­ны в готические наряды. Тем самым подчеркнута самобытность Каталонии, отсутствие римского на нее влияния.

4. Валькирии (девы-воительницы из сканди­навской мифологии) — аллюзия, отсылающая к творчеству Вагнера, который на рубеже XIX и XX веков был очень популярен в Испании. Они, как и музыка велико­го композитора, служили символами единства традиционной культуры и нового искусства.

5. Бюст Бетховена — символ мировой музыки.

6. Ива — символ стой­кости (она не ломается под ветром) каталонцев. Арабы, на несколько столетий покорившие почти весь Иберийский полуостров, сумели про­держаться в Каталонии всего несколько лет.

7. Девушки с цве­тами — аллюзия на средневековую каталон­скую песню «Девушки под ивой радостно заплетают свои роскошные золотые волосы», до сих пор по­пулярную в народе.

8. Роза — главный приз на поэтических состязаниях каталонских трубадуров.

9. Герб Каталонии. Красные полосы на золо­том фоне означают следы крови на щите графа Бар­селоны — Гифре Волоса­того, сумевшего защитить город от арабов.

10. Павлинье перо — в каталонской традиции символ бессмертия и любви.

11. Лавровый венок — символ бессмертия и ве­личия, знак нерушимости союза живых и покинув­ших сей мир.

Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 2, февраль 2012, частично обновлен в сентябре 2023

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения