Вместилище народного духа

01 февраля 2012 года, 00:00

Фото: AISA/VOSTOCK PHOTO

Каталонцы всегда считали себя отдельным народом, не таким, как другие испанцы. Свою инаковость они всячески подчеркивают. Чтобы убедиться в этом, достаточно посетить дворец музыки в Барселоне

В самом конце XIX века, с началом эпохи модерна, у европейских народов (впервые со времен романтизма) возродился интерес к своему прошлому. Прежде всего это коснулось многонациональных империй. Их населяли этносы, связанные лишь политически, и каждый стремился сохранить свою культуру. Беспокоила судьба собственной культуры и отдельные народности в относительно мононациональных странах, таких как Испания, где есть автономные районы, жители которых говорят на языках, отличных от государственного кастильского. К таковым относится Каталония.

Каталонцы особенно гордятся своей песенной традицией, восходящей к эпохе трубадуров. В конце XIX века в столице провинции Барселоне фольклорные коллективы появлялись как грибы после дождя. Наибольшей популярностью пользовался хор «Каталонский Орфей». Его создатели Люис Мильет и Амадеу Вивес в конце концов решили, что им необходим собственный концертный зал.

Средства были собраны по подписке, и за дело принялся Люис Думенек-и-Мунтанер — один из самых талантливых архитекторов Испании. Он задумал создать не просто концертный зал, а настоящий дворец музыки в национальном стиле — Палау де ла Мусика Каталана. Работы велись четыре года (1905–1908). По словам Роберта Хьюза, историка Барселоны, «по концептуальной смелости, блеску, крайнему символизму, декоративному эффекту ничего подобного не будет построено в Барселоне больше никогда». На первом этаже здания Думенек-и-Мунтанер разместил репетиционные комнаты, на втором — зал. Крыша дворца представляет собой прозрачный купол, так что сцена днем не нуждается в дополнительном освещении. Две внешние стены зрительного зала также стеклянные — прозрачные панели крепятся к стальному каркасу. Дворец воспринимается как волшебный фонарь, в котором постоянно меняется освещение. Везде фигурное стекло (им славилась средневековая Каталония), мозаика и богатый декор в стиле каталонская готика.
Творение Думенека-и-Мунтанера вызвало всеобщий восторг. Однако когда на смену модерну пришел неоклассицизм, отношение к этому архитектурному шедевру стало меняться, все громче раздавались голоса, что зал не более чем «хаотическое нагромождение каталонского хлама» и его следует снести. Но этому воспротивились многочисленные поклонники музыки. Сейчас дворец находится под защитой ЮНЕСКО как один из лучших архитектурных памятников Испании.

Просмотров: 13977