Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Священное бытописание: 17 мелких деталей миниатюры из часослова герцога Беррийского

Повседневная жизнь средневековой аристократии отражена во многих сочинениях того времени. Но одно дело прочесть, другое — увидеть. И тут у нас есть прекрасный источник — миниатюры в рукописных книгах

Часословом называют молитвенный сборник, содержащий тексты суточного богослужебного круга. В Европе книги часов появляются в XIII веке под влиянием византийской культуры. Скоро часословы становятся столь популярны, что монастырские скриптории перестают справляться с заказами, и появляются городские цехи, специализирующиеся на производстве книг такого рода.

Священное бытописание: 17 мелких деталей миниатюры из часослова герцога Беррийского
Источник:
Wikimedia Commons

В отличие от монахов, связанных строгим церковным каноном, городские мастера превращают часословы в собрания роскошных миниатюр, используя сюжеты не только Священного Писания, но и бытовые. Последние особенно уместны были в начальном разделе книги — календаре. Замечательным образцом такого календаря является работа братьев Лимбург (Поля, Жана и Эрмана), расписавших часослов, заказанный герцогом Беррийским. Книга столь великолепна, что современники называли ее «Богатейший часослов герцога Беррийского».

Жан Беррийский (1340–1416) прославился не только как отважный воин, но и как покровитель искусств и наук. В его огромной библиотеке одних часословов, украшенных замечательными гравюрами, насчитывалось 15. Самый богатый и изысканный среди них «Богатейший часослов». Книга размером 29×21 см содержит 206 пергаментных листов. Больше половины из них украшены миниатюрами. Мы берем ту, что посвящена месяцу январю. На ней изображен один из пиров новогоднего цикла у герцога Беррийского.

Об авторах миниатюр «Богатейшего часослова», братьях Лимбург, мы знаем мало. Они были родом из Гельдернского герцогства (междуречье Мааса и Рейна). Рано осиротев, братья отправились в Париж учиться ювелирному делу. Однако чума 1399 года вынудила их бежать из города.

После долгих скитаний они поступили на службу к Жану Беррийскому. Создан часослов явно не позже 1416 года, когда скончался герцог Жан, а вслед за ним (точной даты нет) умерли от чумы все трое братьев Лимбург. Полностью завершить свое творение они не успели, это много позже, в 1489 году, сделали другие мастера.

«Богатейший часослов герцога Беррийского» переходил из рук в руки, пока не оказался у некоего барона Феликса де Маргерита. У него в 1855 году книгу выкупил французский герцог д'Омаль, который завещал Франции свой замок вместе с хранящейся в нем коллекцией. На ее основе был создан Музей Конде, там «Богатейший часослов» пребывает по сей день.

Священное бытописание: 17 мелких деталей миниатюры из часослова герцога Беррийского

1. Козерог — знак зодиака, под которым про­ходит большая часть ян­варя. По античной леген­де, в созвездие Козерога Зевс превратил козоголовую нимфу Амалфею в благодарность за то, что она вскормила его своим молоком.

2. Водолей — знак зодиака, восходящий в конце января (21-го числа). Водолей в грече­ских мифах — небесный виночерпий.такой же, как Ганимед на Олимпе.

3. Колесница Феба, греческого бога солн­ца. Позднее Средневе­ковье — время, когда Северная Европа начинает живо интересоваться языческой античной куль­турой. Поэтому христиан­ская богослужебная книга богато украшена миниа­тюрами на античные сюжеты.

Священное бытописание: 17 мелких деталей миниатюры из часослова герцога Беррийского

4. Портрет Жана Беррийского. Мастерски передан характер это­го вельможи, по отзывам современников, «безжа­лостного к простым лю­дям. словно какой-нибудь сарацинский тиран».

5. Портрет Поля Лим­бурга. Из трех братьев-художников он был наибо­лее известен и, вероятно, возглавлял мастерскую Лимбургов.

6. Портреты Эрмана и Жана Лимбургов.

7. Портрет Мартина Гужа — епископа Шартр­ского, известнейшего биб­лиофила того времени.

8. Листья померанца на плаще виночерпия. Померанец считался сим­волом роковой предначертанности. По одной весьма спорной версии облачен­ный в плащ молодой человек — неизвестный нам, но вполне реальный пер­сонаж, чья ранняя смерть произвела на двор герцо­га тягостное впечатление. Странный предмет на кошеле — рукоятка ножа.

9. Укрепленный на стол­бе плетеный каминный экран. Художники наме­ренно превратили экран в подобие нимба вокруг головы Жана Беррийского. Пришедшие с холода гос­ти протягивают к камину замерзшие руки.

10. Надпись Approche, approche («Приблизь­ся, приблизься»). Возмож­но, это призыв камергера с жезлом (или самого хо­зяина пира) представить­ся герцогу и поднести новогодние подарки.

11. Хлебодар — один из главных распоряди­телей пира. Застолье в Средневековье — это пышный ритуал, в чем-то напоминающий литур­гию. «Почему хлебодары и виночерпии стоят выше стольников и поваров? — вопрошал бургундский бытописатель Оливье де ла Марш, — Потому что их род занятий связан с хлебом и вином, кото­рым таинство причастия сообщает священный характер».

12. Герб Жана Беррий­ского. На червленом поле (красный — цвет рыцар­ской доблести) лазоревые медальоны с золотыми лилиями — герб коро­левской династии Валуа. Медведи (по-латыни ursus) и лебеди (cygnus) вместе составляют сло­во «Урсина», предположительно дамы сердца герцога. Фигуры этих же животных украшают ро­скошный сосуд — позолоченный корабль — на праздничном столе.

13. Гобелен с изобра­жением битвы греков и троянцев. Над воинами почти нечитаемые надпи­си, предположительно по­ясняющие, какой эпизод войны между ахейцами и троянцами изображен. Как известно, французы издавна считали себя по­томками троянцев.

14. Собачки-левретки. Известно, что герцог пи­тал к этой породе сла­бость. Собака — распро­страненный в Средние века символ преданности.

15. Борзая — символ ревностного служения и верности Господу: герцог считал себя особенно рев­ностным христианином.

16. На блюдах ягнята (символ божественной любви) и куропатки (сим­вол смирения перед волей Бога) — их обязательно подавали на трапезах но­вогоднего цикла, дабы в новом году хозяин и гос­ти избегали греховных соблазнов и оставались добрыми христианами.

17. Золотые чаши и сосуды для вина. Они выставлялись напоказ, как символ герцогского могущества.

Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 1, январь 2012, частично обновлен в июне 2023

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения