Досуг: свобода выбора неволи

Досуг: свобода выбора неволи

1. Купеческое семейство на прогулке. Фрагмент литографии Рудольфа Жуковского из серии «Русские народные сцены». 1842–1843 годы
2. Ловля бабочек. Фрагмент картины Берты Моризо. 1874 год
3. Актриса Джин Харлоу танцует танго с хореографом Джином Ла Верном. 1933 год
Фото: CORBIS/FOTO S.A.

У нас гораздо больше досуга, чем у предков полтора столетия назад, но лучше отдыхать мы не стали. Концепции «разумных развлечений» или здорового образа жизни пасуют перед телепросмотром

В обиходе понятия «свободное время» и «досуг» — синонимы. Ученым приходится быть более разборчивыми в словах. Поэтому определимся в терминах: с точки зрения социологии досуг — это часть свободного от работы времени, которая не посвящена семейным или бытовым заботам, а также удовлетворению физиологических потребностей. Ответ на вопрос «Каков будет досуг?» сильно зависит от того, останутся ли у человека силы после работы и хлопот по хозяйству. Социологи используют такое понятие, как «норма свободного времени»: сколько нерабочих часов приходится в среднем на один час, уделяемый обязательному труду. 

Ресурсы времени

В СССР 1926 года на час работы приходилось 55 минут свободного времени — не столько из-за длительности рабочего дня, сколько в силу отсутствия даже примитивной механизации домашнего труда. В 1959 году норма свободного времени составляла уже 1 час 40 минут (законом установлены новые нормы перерывов, выходных и отпусков, а в домах стали появляться какие-никакие бытовые приборы). В 1985 году норма свободного времени достигла 2 часов 23 минут. Для сравнения: в 1968 году в США норма свободного времени составляла 3 часа 5 минут, а 20 лет спустя — 3 часа 45 минут.

Что у нас, что в Америке еще в 1960-х жены отдыхали заметно меньше своих мужей — на шесть часов в неделю. А все потому, что большинство домашних дел и уход за детьми считались женским делом. Но производители бытовых приборов не дремлют, да и представления о том, кто и что должен делать по дому, постепенно меняются, так что разница в количестве свободного времени между мужчинами и женщинами сократилась к настоящему моменту почти вдвое.

Коллекционер марок. Париж. 1947 год. Фото: GETTY IMAGES/FOTOBANK.COM

Отдых — дело серьезное

Отдыхать, как известно, можно по-разному. Среди всего многообразия способов потратить свободное время социологи выделяют группу занятий, названную в 1970-х «серьезным досугом», или «профессиональным любительством». Это коллекционирование, ремесленничество, спорт, любительское искусство или наука. Все эти занятия предполагают специальное обучение и стойкий длительный интерес, что порой позволяет сделать «досуговую карьеру» — перейти из любителей в профессионалы.

Явление появилось намного раньше, чем термин: «серьезный досуг» начал формироваться еще в XVIII–XIX веках, когда складывалась система научного и профессионального образования. В 1880-х годах примерно в одно время в России и странах Европы возникла концепция «разумных развлечений». В первую очередь ее целью было отвлечь рабочих от пьянства, поскольку уже тогда было ясно, что качество досуга сильно влияет на качество труда. К просветительской деятельности привлекались профессиональные ученые, спортсмены и артисты. Широкая сеть любительских кружков и студий создавалась не только ради поднятия общего культурного уровня — это был еще и механизм отбора кандидатов в профессионалы из числа талантливых любителей.

В 1930-х считалось, что отсутствие у молодых людей хобби — прямой путь в преступники. Два десятилетия спустя людей с отсутствием или даже «нехваткой хобби» (lack of hobby) причисляли к «группам риска» в сугубо медицинском, психиатрическом смысле. Но тогда же с легкой руки психоаналитика Уильяма Меннингера распространяется идея, что «чересчур активное занятие хобби» — это символическая мастурбация, и вообще досуг неизбежно связан со стыдом из-за «ребяческого потворства» своим желаниям. Здесь явно просматривается влияние протестантской этики, в которой досуг — «мастерская дьявола», основа всех грехов. 

Сжигая время

Размышления о сути досуга занимали многих философов в конце 1950-х — первой половине 1970-х. В работах Исайи Берлина, Джона Нойлингера, Жоффра Дюмазедье досуг предстает как сочетание свободного времени с состоянием внутренней свободы самовыражения. На практике же большая часть людей предпочитает самовыражению пассивное потребление развлечений.

С ростом доходов и количества свободного времени у рабочего класса во второй половине XIX века начинает формироваться индустрия досуга для массового потребителя. Принцип «все что угодно за ваше пенни», который исповедовали артисты, выступавшие в английских тавернах XVII века, обрел новое дыхание, шоу постепенно превращается в полноценный бизнес. «Театры пикантных разнообразностей», «гала-концерты-космополит», дачные театральные общества и «духовные песнопения, после которых танцы», тотализаторы, игорные дома, дансинги, позже — кинематограф...

Но главным «пожирателем времени» стал телевизор: просмотр телепрограмм в развитых странах занимает свыше половины досуга. Россиянин в настоящее время посвящает просмотру телепрограмм в среднем 3,5 часа в день, а среднестатистический житель США и Японии — 5 часов. Но конкуренция телевизору со стороны видео- и компьютерных игр, появившихся в 70-х годах прошлого века, растет. В разных странах и в разных возрастных группах компьютерные и телефонные игры съедают уже от 8 до 25% времени досуга. А средний возраст их пользователей только за последние пять лет вырос с 24 до 33 лет. 

Футбол. Фрагмент гравюры на дереве Александра Дейнеки. 1924 год. Фото: CORBIS/FOTO S.A.

Культура тотального недосыпа

Свободное время нашего современника складывается из трех составляющих: отпусков, выходных и времени до и после рабочих часов. Начиная с 1980-х досуг все в большей степени захватывает ночное время. Клубы и дискотеки, бары и рестораны, концерты и выставки, телевидение и Интернет доступны круглосуточно. Только за счет сна человек может существенно увеличить время своего досуга.

В последние 10 лет объемы потребления вечерних и ночных развлечений буквально угрожающие: современная культура становится «культурой тотального недосыпа». По разным оценкам, в мире от 1/2 до 2/3 населения ложатся спать после полуночи, несмотря на то что почти 80% из них придется вставать раньше семи утра.

Недостаток сна приводит к увеличению ошибок во время работы и общему снижению ее эффективности, а также губительно сказывается на здоровье. Поэтому рекреационная функция досуга становится важным экономическим и политическим фактором. И государство, и частные компании во всем мире выделяют многомиллионные бюджеты на пропаганду здорового образа жизни. Но для большинства людей представления об этом самом здоровом образе жизни ограничиваются двумя параметрами: сбалансированное питание и регулярные занятия спортом, что вовсе не исключает недосыпа. Символом этого явления стали круглосуточно работающие фитнес-центры: некоторые обитатели мегаполисов из-за нехватки времени предпочитают заниматься спортом именно по ночам.

Ключевые слова: досуг
ПОКАЗАТЬ КОММЕНТАРИИ
# Вопрос-Ответ