Досуг: свобода выбора неволи

01 декабря 2011 года, 00:00

1. Купеческое семейство на прогулке. Фрагмент литографии Рудольфа Жуковского из серии «Русские народные сцены». 1842–1843 годы
2. Ловля бабочек. Фрагмент картины Берты Моризо. 1874 год
3. Актриса Джин Харлоу танцует танго с хореографом Джином Ла Верном. 1933 год
Фото: CORBIS/FOTO S.A.

У нас гораздо больше досуга, чем у предков полтора столетия назад, но лучше отдыхать мы не стали. Концепции «разумных развлечений» или здорового образа жизни пасуют перед телепросмотром

В обиходе понятия «свободное время» и «досуг» — синонимы. Ученым приходится быть более разборчивыми в словах. Поэтому определимся в терминах: с точки зрения социологии досуг — это часть свободного от работы времени, которая не посвящена семейным или бытовым заботам, а также удовлетворению физиологических потребностей. Ответ на вопрос «Каков будет досуг?» сильно зависит от того, останутся ли у человека силы после работы и хлопот по хозяйству. Социологи используют такое понятие, как «норма свободного времени»: сколько нерабочих часов приходится в среднем на один час, уделяемый обязательному труду. 

Ресурсы времени

В СССР 1926 года на час работы приходилось 55 минут свободного времени — не столько из-за длительности рабочего дня, сколько в силу отсутствия даже примитивной механизации домашнего труда. В 1959 году норма свободного времени составляла уже 1 час 40 минут (законом установлены новые нормы перерывов, выходных и отпусков, а в домах стали появляться какие-никакие бытовые приборы). В 1985 году норма свободного времени достигла 2 часов 23 минут. Для сравнения: в 1968 году в США норма свободного времени составляла 3 часа 5 минут, а 20 лет спустя — 3 часа 45 минут.

Что у нас, что в Америке еще в 1960-х жены отдыхали заметно меньше своих мужей — на шесть часов в неделю. А все потому, что большинство домашних дел и уход за детьми считались женским делом. Но производители бытовых приборов не дремлют, да и представления о том, кто и что должен делать по дому, постепенно меняются, так что разница в количестве свободного времени между мужчинами и женщинами сократилась к настоящему моменту почти вдвое.

Коллекционер марок. Париж. 1947 год. Фото: GETTY IMAGES/FOTOBANK.COM

Отдых — дело серьезное

Отдыхать, как известно, можно по-разному. Среди всего многообразия способов потратить свободное время социологи выделяют группу занятий, названную в 1970-х «серьезным досугом», или «профессиональным любительством». Это коллекционирование, ремесленничество, спорт, любительское искусство или наука. Все эти занятия предполагают специальное обучение и стойкий длительный интерес, что порой позволяет сделать «досуговую карьеру» — перейти из любителей в профессионалы.

Явление появилось намного раньше, чем термин: «серьезный досуг» начал формироваться еще в XVIII–XIX веках, когда складывалась система научного и профессионального образования. В 1880-х годах примерно в одно время в России и странах Европы возникла концепция «разумных развлечений». В первую очередь ее целью было отвлечь рабочих от пьянства, поскольку уже тогда было ясно, что качество досуга сильно влияет на качество труда. К просветительской деятельности привлекались профессиональные ученые, спортсмены и артисты. Широкая сеть любительских кружков и студий создавалась не только ради поднятия общего культурного уровня — это был еще и механизм отбора кандидатов в профессионалы из числа талантливых любителей.

В 1930-х считалось, что отсутствие у молодых людей хобби — прямой путь в преступники. Два десятилетия спустя людей с отсутствием или даже «нехваткой хобби» (lack of hobby) причисляли к «группам риска» в сугубо медицинском, психиатрическом смысле. Но тогда же с легкой руки психоаналитика Уильяма Меннингера распространяется идея, что «чересчур активное занятие хобби» — это символическая мастурбация, и вообще досуг неизбежно связан со стыдом из-за «ребяческого потворства» своим желаниям. Здесь явно просматривается влияние протестантской этики, в которой досуг — «мастерская дьявола», основа всех грехов. 

Сжигая время

Размышления о сути досуга занимали многих философов в конце 1950-х — первой половине 1970-х. В работах Исайи Берлина, Джона Нойлингера, Жоффра Дюмазедье досуг предстает как сочетание свободного времени с состоянием внутренней свободы самовыражения. На практике же большая часть людей предпочитает самовыражению пассивное потребление развлечений.

С ростом доходов и количества свободного времени у рабочего класса во второй половине XIX века начинает формироваться индустрия досуга для массового потребителя. Принцип «все что угодно за ваше пенни», который исповедовали артисты, выступавшие в английских тавернах XVII века, обрел новое дыхание, шоу постепенно превращается в полноценный бизнес. «Театры пикантных разнообразностей», «гала-концерты-космополит», дачные театральные общества и «духовные песнопения, после которых танцы», тотализаторы, игорные дома, дансинги, позже — кинематограф...

Но главным «пожирателем времени» стал телевизор: просмотр телепрограмм в развитых странах занимает свыше половины досуга. Россиянин в настоящее время посвящает просмотру телепрограмм в среднем 3,5 часа в день, а среднестатистический житель США и Японии — 5 часов. Но конкуренция телевизору со стороны видео- и компьютерных игр, появившихся в 70-х годах прошлого века, растет. В разных странах и в разных возрастных группах компьютерные и телефонные игры съедают уже от 8 до 25% времени досуга. А средний возраст их пользователей только за последние пять лет вырос с 24 до 33 лет. 

Футбол. Фрагмент гравюры на дереве Александра Дейнеки. 1924 год. Фото: CORBIS/FOTO S.A.

Культура тотального недосыпа

Свободное время нашего современника складывается из трех составляющих: отпусков, выходных и времени до и после рабочих часов. Начиная с 1980-х досуг все в большей степени захватывает ночное время. Клубы и дискотеки, бары и рестораны, концерты и выставки, телевидение и Интернет доступны круглосуточно. Только за счет сна человек может существенно увеличить время своего досуга.

В последние 10 лет объемы потребления вечерних и ночных развлечений буквально угрожающие: современная культура становится «культурой тотального недосыпа». По разным оценкам, в мире от 1/2 до 2/3 населения ложатся спать после полуночи, несмотря на то что почти 80% из них придется вставать раньше семи утра.

Недостаток сна приводит к увеличению ошибок во время работы и общему снижению ее эффективности, а также губительно сказывается на здоровье. Поэтому рекреационная функция досуга становится важным экономическим и политическим фактором. И государство, и частные компании во всем мире выделяют многомиллионные бюджеты на пропаганду здорового образа жизни. Но для большинства людей представления об этом самом здоровом образе жизни ограничиваются двумя параметрами: сбалансированное питание и регулярные занятия спортом, что вовсе не исключает недосыпа. Символом этого явления стали круглосуточно работающие фитнес-центры: некоторые обитатели мегаполисов из-за нехватки времени предпочитают заниматься спортом именно по ночам.

Рубрика: Эволюция
Ключевые слова: досуг
Просмотров: 7541