Деисус в руце государевой

01 ноября 2011 года, 00:00


Фото: ФОТОБАНК ЛОРИ/ЛЕГИОН-МЕДИА

В древности русские мастера писали иконостасы так, как этого требовал канон. Но после реформ Петра уже не церковный собор, а государство решало, что и как будет изображено на алтарных преградах

Восточнохристианская традиция ставить высокую преграду между алтарем и остальным храмовым пространством имеет долгую историю. Первоначально (и на востоке, и на западе христианского мира) святая святых отделялась от мирян тканой завесой с изображением креста и невысокой каменной стенкой. В IV веке в Византии завеса стала крепиться к темплону — балке, лежащей на двух или четырех колоннах. Со временем у греков вошло в традицию украшать темплон изображениями Иисуса и святых, а сам он увеличился в размерах. Выросла и предалтарная стена, которая также украсилась иконами. В конце концов вся эта конструкция превратилась в иконостас (от греческого иконостасион — «подставка для образов»), почти такой, какой мы привыкли видеть в храмах. Богословы трактуют иконостас как видимую границу между двумя мирами: горним и дольним. Однако граница эта не разделяет, а, напротив, объединяет земное и небесное благодаря заступническим молитвам святителей, лики которых взирают на прихожан с высоты алтарной преграды.

Обычай укрывать алтарь за иконами греки передали и крестившейся Руси (Х век). Но если в Греции иконостас до сих пор, как правило, имеет не более трех рядов, то в Московии с конца XVI века их стало пять. Если смотреть снизу вверх, это местный ярус (на черно-белой схеме — I), деисус (II), праздничный чин (III), чин пророков (IV) и праотцев (V). Бывают еще два дополнительных чина — Страстей Христовых и Страстей Апостольских. Вносить изменения в эту ставшую канонической символическую структуру имел право только Церковный собор. Но этот вопрос так никогда и не выносился на суд высших церковных иерархов, поскольку никто на устоявшийся порядок не посягал. И только после Петра I, который подчинил церковь государству, канон стали время от времени нарушать. В частности, неканонический иконостас можно увидеть в Исаакиевском соборе Петербурга.

Исаакиевский собор, возведенный по проекту Огюста Монферрана, до революции считался главным кафедральным храмом России. Строился он 40 лет (1818–1858), большая часть которых пришлась на правление Николая I. После вступления на трон Николай Павлович решил превратить недостроенный храм в своего рода зримый символ, отвечающий знаменитой триединой формуле графа Сергея Уварова: «Православие, самодержавие, народность», которая легла в основу официальной идеологии николаевской эпохи. Если при Александре I храм строился частью на епархиальные, частью на государственные деньги, то при Николае все финансирование осуществлялось только из казны. Таким образом власть стремилась подчеркнуть, что церковь и государство есть неразрывное целое и что монарх неустанно печется о «теле Христовом». Духовное же единство самодержавия и народа получило символическое выражение в композиции главного храмового алтаря, где вместо большинства привычных образов святителей были помещены иконы святых-покровителей царского дома. Так создавалось сакральное пространство, где члены августейшей фамилии выступали в роли первых заступников государелюбивого народа перед Богом.

Преподобный Исаакий Далматский (IV век) (слева), в честь которого был освящен собор работы Монферрана, считался небесным покровителем Петра I. Первый русский император родился в день поминовения святого — 30 мая

I Местный чин.
Канонические здесь только три иконы: Христа (справа от Царских врат), святителя Исаакия Далматского 1 и Богородицы (слева). Остальные нарушают традицию. Вместо положенных местночтимых святых помещены: святой Александр Невский 2,

в том же ряду по обе стороны от Царских врат (на большом снимке скрыт колоннами): справа — Николай Чудотворец и апостол Петр; слева — апостол Павел (слева)

и святая Екатерина (слева).

Эти святители были покровителями российских монархов (Николая I, Павла I, Александра I и Екатерины II), в правление которых строи лись Исаакиевские соборы (таковых было еще три, все они не шли ни в какое сравнение с творением Монферрана).

II Деисусный чин.
Название этого иконостасного ряда происходит от греческого слова «деисис» — моление. По традиции здесь помещались иконы главных христианских святых, обращающихся ко Христу с мольбой о помиловании всех православных. В этом ярусе слева от Царских врат должны стоять Богородица, архангел Гавриил и апостол Петр, справа — Иоанн Креститель, архангел Михаил, а также апостол Павел. Однако в соборе их места занимают святые-покровители членов августейшего дома (тех, к кому Николай особо благоволил): равноапостольный князь Владимир (креститель Руси) — покровитель великого князя Владимира Александровича, внука Николая I (сына будущего императора Александра II);

Мария Магдалина (слева) — заступница великой княжны Марии, старшей дочери императора Николая; равноапостольная Ольга (первая из правителей Киевской Руси, принявшая крещение) — патронесса тезоименитой средней дочери Николая I; великомученица Александра (супруга императораязычника Диоклетиана, IV век) — покровительница императрицы Александры Федоровны, супруги Николая I;

Николай Новгородский 6 (чудотворец XIV века) — покровитель самого императора; равноапостольный Константин (слева) (император, разрешивший исповедование христианства в Римской империи) — небесный заступник второго сына императора, великого князя Константина Николаевича; архангел Михаил 8 — хранитель младшего сына императора, великого князя Михаила Николаевича; святая Анна 9 (мать Богородицы) — пат ронесса великой княгини Анны Федоровны, вдовы цесаревича Константина Павловича, брата Николая I;

святая Елена 10 (слева) (мать императора Константина равноапостольного) — заступница великой княгини Елены Павловны, вдовы Михаила Павловича, второго брата Николая I;

святая Елизавета (слева) (мать Иоанна Крестителя) — патронесса дочери княгини Елены Павловны, Елизаветы. Скульптурное изображение 12 Христа — извечного Архиерея с предстоящими Богородицей и Иоанном Предтечей — как бы вынесено «за скобки» деисусного ряда. Оно заменяет икону, которая должна находиться в центре этого ряда; икона Великого собора православных святых 13 обычно в деисусном чине не присутствует.

III Праздничный чин из иконостаса изъят, дабы освободить место для огромных икон местного и деисусного ярусов. Традиционно на нем помещаются иконы с изображением 12 главных событий из новозаветной истории, связанных с деяниями Христа и житием Богородицы. Соответствующие иконы располагаются по всему периметру храма в нишах пилонов (колонн). Ярусы пророков и праотцев объединены. Справа изображены пророки Исайя, Иеремия, Давид и праотцы Ной и Адам. Слева — пророки Даниил, Илия, Соломон и праотцы Мельхиседек и Авраам.

IV и V
Ярусы пророков и праотцев объединены. Справа изображены пророки Исайя, Иеремия, Давид и праотцы Ной и Адам. Слева — пророки Даниил, Илия, Соломон и праотцы Мельхиседек и Авраам.
14 Тайная вечеря. 15 Фигуры ангелов. Правый держит чашу с причастием, левый — дискос. Это символ яслей, в которых пребывал новорожденный Иисус. 16 Икона «Моление о чаше», увенчанная фигурами ангелов, несущих крест.

Просмотров: 9300